ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Соціологія » Фундаментальна соціологія

Аномия и отчуждение
Определение превращенной формы, данное Марксом в «Экономическо-философских рукописях 1844 года», важно для нас во многих отношениях. Оно завершает начатый ранее анализ, доводит его до логического конца, до полной ясности. Превращенная форма создает двойной мир — один настоящий, другой иллюзорный. В этом «мире навыворот» иллюзорное занимает место реального и воспринимается как единственно реальное бытие. Причем подмену человек не замечает и не должен замечать. Оба мира — первоначально реальный и иллюзорный (вторично реальный, ставший таковым благодаря искажению общественных отношений) — противоположны и противоречат друг другу.
6S Маркс К. Там же. С. 24.
69 Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года. С. 149.
70 Маркс К. Там же. С. 150.
96

Все признаки превращенной формы — раздвоенность, подмена одного другим, противоположность и противоречие — крайне важны для правильного понимания ее природы. Если их не учитывать, то превращенную форму легко спутать с другими, похожими на нее, категориями, например отчуждением. В отчуждении какое-то качество человека, черта межиндивидуальных или общественных (коллективных) отношений отрывается от носителя (субъекта) этих качеств или черт и становится чем-то самостоятельным, а затем и господствующим над субъектом. Для Маркса было не важно, переживает как-то индивид состояние отчуждения или нет. Для него отчуждение — объективно существующее отношение коллективного бытия людей, независимое от их воли и сознания.

Однако для всей западноевропейской и североамериканской традиции отчуждение, как правило, связано с психологическим ощущением потерянности в мире, утратой смысла жизни, значимости своего Я для этого мира. Без такого переживания отчуждения нет. Поэтому зарубежные социологи измеряют отчуждение с помощью социально-психологических тестов. В марксовой концепции отчуждения такого в принципе быть не может. У Маркса отчуждение, как у Э. Дюркгейма аномия, есть подавление индивидуальной активности социальными институтами общества, объективные характеристики социальной структуры, а не субъективные чувства людей.
Аномия у Дюркгейма — это отсутствие общепринятых норм и стандартов поведения, твердых законов и социальных гарантий, своего рода смутное время. Аномия может существовать только на уровне большой социальной группы, но никак не индивида. Отчуждение у Маркса — это субъектное, но не субъективное отношение. Признаками и условиями отчуждения у него выступают разделение и специализация труда, частная собственность, эксплуатация. Современные западные социологи, напротив, чаще сводят отчуждение не к субъектным отношениям, а к субъективным. Наиболее известная концепция отчуждения принадлежит М. Симану, который выделил следующие переменные: отстраненность от власти (безвластие), бессмысленность, отсутствие норм, изоляция и самоустранение71. Все пять характеристик описывают субъективные ощущения, а не внешние условия коллективного бытия. Точно так же поступали Дж. Неттер72 и Р. Блаунер", измерявшие степень отчуждения с помощью шкалы установок. Часто, измеряя отчуждение, социологи измеряют также аномию и наоборот. Настолько близки эти понятия.
Seeman M. On the meaning of alienation //Amer. Sociol. Rev. 1959. Vol. 24, № 6. P. 783-791; Mendel! S.
72 sociological Theory: Uses and Unities. N.Y., 1974.
73 Net,erG- A measure of alienation // Amer. Sociol. Rev. 1957. Vol. 22, № 6. P. 670-677.Maimer R. Alienation and Freedom. Chicago, 1964.
97
Итак, отчуждение описывает одновременно субъективное ощущение потери смысла жизни, изолированности, подконтрольности и т.п., а также объективное отношение разрушения каких-то социальных институтов или структур. Как правило, у Маркса не прослеживается единственной трактовки проблемы, напротив, в его работах встречаются самые разные, чуть ли не отрицающие друг друга оценки. И не мудрено, ибо Маркс первым в западноевропейской мысли попытался раскрыть экономические и социальные грани отчуждения. У него отчуждение то разрастается до метафизического знака, под которым проходит развитие современной цивилизации, то сводится чуть ли не к технической операции, например отделению (отчуждению)
работников от управления.
Подобным образом нет единства у Маркса и в понимании превращенной формы. То она выражает результат технико-экономического по своей сути процесса обращения капитала, то получает вселенские масштабы раздвоения мира. Маркс понимает превращение то как всецело позитивный процесс, то как однозначно негативный. Определенной устоявшейся трактовки он не дал и, видимо, подобной цели не преследовал.
Тем не менее некоторые различия между отчуждением и превращенной формой удается обнаружить. Во-первых, превращенная форма в отличие от отчуждения никогда не бывает субъективным переживанием, хотя может существовать и на индивидуально-групповом уровне. Во-вторых, структурно она представляет комплексное явление, в котором отчуждение может выступать всего лишь его частью. В-третьих, отчуждение необязательно должно завершаться удвоением и перевертыванием мира, но превращенная форма, как правило, содержит в себе отчуждение как один из своих этапов.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Аномия и отчуждение» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Синоніми (ідеографічні, стилістичні, контекстуальні, перифраза, е...
НЕБАНКІВСЬКІ ФІНАНСОВО-КРЕДИТНІ УСТАНОВИ
Аудит визначення і використання фонду оплати праці
Аудит вартості об’єктів і законності витрат, пов’язаних з капітал...
Странный карандаш


Категорія: Фундаментальна соціологія | Додав: koljan (03.12.2012)
Переглядів: 869 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП