На Западе согласованному функционированию капиталистической системы способствует консенсус внутри правящих элит по поводу правил игры и их (элит) интеграции в правящий класс и государство. Марксисты и специалисты в области теории элит утверждали, что солидарность при капитализме обеспечивает не рынок, а господствующий правящий класс, связанный аморфными социальными и политическими сетями. Классовые самосознание и солидарность проявляются явным образом в контроле над государственным аппаратом, который функционирует для защиты интересов капитала. В России подобная солидарность отсутствует. Обратимся к рассмотрению результатов опроса 65 нефтепромышленников и 30 политиков, проведенного в Москве летом 1997 г. Мнения относительно легитимности сегодняшней политической системы разделились: большинство из нефтяной элиты защищают возможность ее дальнейшего значительного реформирования, а половина политиков призывают к полной замене системы. Большинству респондентов, даже среди нефтепромышленников, не хватает доверия к существующим экономической и политической системам. Они добиваются реформ и готовы к работе в этих структурах. Однако гораздо большую разочарованность демонстрируют политики: 50% респондентов полагают, что политическая система «совершенно неэффективна». Данные указывают на значительную напряженность в элитной структуре. Отношение к экономической системе поразительно расходится у политиков и нефтепромышленников. Половина политиков и только 8% нефтепромышленников призывают к ее «полной замене». Думским политикам ближе идея поддержки российской промышленности субсидиями в виде низких цен на нефть и газ, и они проголосовали бы за увеличение государственного участия и контроля в экономике. Позиция депутатов совпадает с общественным мнением. Опрос населения, целью которого было выяснить мнения людей о том, какое направление должна принять политика государства, показал, что 51 % респондентов требуют ликвидации задолженности по зарплате и пенсиям, 31% — большей социальной ориентированности реформ, 25% выступают за возврат к государственному регулированию экономики, 22% поддерживают государственное субсидирование базовых секторов экономики и 20% призывают к пересмотру результатов приватизации крупных объектов госсобственности6. В данном вопросе парламентарии входят в противоречие не только с более неолиберальными группировками в правительстве, но и с внешними международными агентствами. Директор-распорядитель МВФ М. Камдессю упомянул об этом в апреле 1998 г., когда разоблачал «чрезмерно тесные связи между правительством и некоторыми крупными компаниями». Сегодня основой политики Запада является идеология неолиберализма, которая требует усиления рынка. Противоречащие интересы, носителями которых являются компании, работающие на внутренний рынок, компании- 6 Опрос 1600 респондентов проводил ВЦИОМ в апреле 1998 г. Результаты опубликованы в газете «Аргументы и факты» от 17 апреля 1998 г. 1070 экспортеры, доминирующие парламентские фракции, рыночно ориентированные координирующие органы управления, разобщенные министерства и департаменты правительства — все это указывает на слабость российского государства как субъекта координации капитализма и разобщенность правящих элит. Сокращено по источнику: Лэйн Д. Преобразование государственного социализма в России: от «хаотической» экономики к кооперативному капитализму, координируемому государством? // Мир России. 2000. № 1. С. 3—22.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Фрагментация элит и классов» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»