Техническое развитие стран неравномерно. Сказываются географические, климатические, социальные и культурные условия. У лидеров в отличие от аутсайдеров уровень разделения труда и технический базис соответствуют уровню сложности социального устройства. Поэтому, усваивая технические достижения лидеров, аутсайдеры ничего по существу не меняют в своей экономике и культуре. Вместо пользы ориентация на передовые страны нередко приносит вред. Изучая историю, Дюркгейм обнаружил закономерность, которой подчиняются все общества. Слаборазвитые страны, расположенные по соседству с промышленными лидерами, легко усваивают поверхностные признаки прогресса. Усвоение, которое ограничивается заимствованием поверхностных признаков, Дюркгейм назвал подражанием. Оно оказывает на усваивающую сторону неодинаковые действия. В одном случае заимствование передовой технологии заставляет перекраивать все социальное устройство общества, благодаря чему совершает стремительный рывок вперед. Так произошло с Японией в 1960-е гг., когда она соединила традиционную культуру и коллективистские ценности с западными капиталами и передовой технологией. Через 30 лет она обогнала бывших лидеров, в свою очередь став для них источником заимствований. В другом случае соседство с лидерами оборачивается мнимым прогрессом. Стремясь догнать их, страна существенно не прибавляет в развитии.
Так происходило в России в XVIII— XX вв. На отсталый социальный строй с характерными для него диффузной коллективностью (признак господства механической солидарности) и неразвитым личностным началом накладывались технические достижения Запада. Усвоение передовой технологии происходило поверхностно, не затрагивая централизованную систему управления, сословно-классовую иерархию, институты собственности и наемного труда. По культуре, вероисповеданию, приверженности традиционному образу жизни народ не был готов к стремительному индустриальному скачку. Реформы Петра I, начинания Витте и Столыпина, сталинская индустриализация и перестройка 891 1980-х гг. ничего не изменили по существу. Возможно, что без механических заимствований, но развивая заложенное от природы, учитывая национальное своеобразие, Россия добилась бы большего.
Копирование и заимствование передового опыта — универсальная черта, присущая всем культурам. Когда кочевники завоевали Вавилон, Египет и Шумер, они не только присвоили их богатство, но и скопировали технологию: колесо, ирригационные системы, письменность, плуг, гончарное искусство. Европейцы переняли множество идей и технических приспособлений у азиатских народов: порох, компас, телегу, коленчатый вал, бумажные деньги, хомут. Англичане заимствовали технологию из Китая, Греции и Древнего Рима. Бродель сообщает, что первые английские фабрики, появившиеся в начале XVIII в., были скопированы с ткацких фабрик Италии в результате двухлетнего шпионажа. Немало они заимствовали и у голландцев, особенно в таких областях, как сельское хозяйство, строительство каналов, судостроение, банковская система, международная специализация.
Несколько позже успешной имитацией занялись немцы. Они импортировали у англичан передовое оборудование и инструменты, методы работы и организацию производства. Англия, став «мастерской мира», превратилась в источник заимствований для США, у которых многое, в том числе методы управления персоналом, переняли японцы. Реактивный двигатель изобретен в Англии, но его коммерческое освоение произошло в США. У стран Европы американцы скопировали автомобиль, бессемеровский метод разливки стали, ткацкую машину, радар, атомные электростанции и даже пенициллин. США не были лидером технического прогресса вплоть до послевоенного времени. В конце XIX в. страна экспортировала в Европу нефть, каменный уголь, металл — то, что добывается малоквалифицированным трудом, а ввозила продукты квалифицированного труда: шелк, фарфор, стекло. Бездумное расхищение природных ресурсов дополнялось систематическим расточительством материалов, манией тоннажа, перегрузкой заводов ненужными машинами и неквалифицированными кадрами. Активное усвоение европейских технологий, импортирование капиталов и квалифицированных кадров сделали свое дело — Америка вышла в мировые лидеры и на протяжении 100 лет держала первенство по производительности труда. Экономическая система, социальное устройство и культурный потенциал американцев, в прошлом выходцев из Европы, служили благодатной почвой для успешного применения европейских методов. 892
Для японцев средние века прошли под знаком обучения. Они заимствовали у китайцев музыку, философию, кулинарное искусство, одежду, поэзию, иероглифы и административное управление, органично приспособив их к национальному характеру и местным условиям. Очень скоро Япония могла конкурировать с Китаем в области культуры. Затем последовала 250-летняя изоляция. Начиная с 1868 г. японцы вновь активно заимствуют чужие идеи и технологии, на этот раз в Европе. Они копируют французское устройство армии, английскую систему правления флотом, немецкие законы и систему здравоохранения. Очень быстро страна достигла успеха и к началу Второй мировой войны претендовала на политическую гегемонию в Азии. Но война на 20 лет выбила Японию из колеи, и только в 1960-е гг. она вновь активно включилась в международный обмен опытом. Япония в настоящее время — вторая по экономическому развитию держава мира. В течение последних 20 лет в среднем ежегодно рост производительности труда в Японии составлял 6%. Семь из десяти крупнейших банков в мире — японские. На эту страну приходится 50% мирового производства морских судов, 2Д телевизоров и более '/, полупроводников, Япония выходит на передовые позиции в химической промышленности. Она является лидером в области качества продукции. Затраты на оборону в Японии в соответствии с ее конституцией составляют всего 1% ВНП. Среди передовых в техническом отношении стран Япония лидирует в области инвестиций. Совокупные капитальные инвестиции в 1985—1990 гг. составили примерно 28% ВНП, а в США только 17%. На очереди были США. Американцы изобрели транзистор, но продали японцам лицензию за 25 тыс. долл. Фирма, приобретшая лицензию, сегодня известна как мировой лидер. Это компания «Сони». В 1950-е гг. американцы продали японцам технологию изготовления цветных телевизоров и видеомагнитофонов, лицензию на производство роботов и некоторые другие технические изобретения. Обобщая исторический опыт, нужно сказать, что распространение новых технологий и идей происходило несколькими путями: ♦ военное завоевание и насильственное присвоение; ♦ промышленный шпионаж; ♦ торговля и продажа лицензий; ♦ обучение иностранных специалистов и стажировка; ♦ обмен специалистами; ♦ публикация изобретений в журналах и монографиях.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ТЕХНИЧЕСКИЕ ЗАИМСТВОВАНИЯ И ОБМЕН ОПЫТОМ» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»