Одна из особенностей индустриального развития России — сильная зависимость от импорта западной технологии и научных знаний, капиталов и квалифицированных кадров. В конце XIX в., по замечанию М. Туган-Бара-новского, учетный процент в Западной Европе был очень низким, а это означает наличие свободного капитала в больших размерах. Обилие свободных капиталов на западноевропейском рынке и явилось основной причиной широкого притока в Россию иностранных капиталов, которые стали важным фактором промышленного развития страны. Денежная реформа середины 1890-х гг., проведенная С. Витте, ставила целью расширить поле деятельности для товарно-денежных отношений в России, облегчить приток иностранных капиталов, утвердить курс русской валюты и вывести страну из экономической депрессии. Вместе с иностранными капиталами и техникой в Россию пришли передовые методы организации труда. Второе десятилетие XX в., т.е. канун Первой мировой войны, отмечено началом внедрения в стране передовых методов тейлоризма и фордизма. Похожая ситуация повторилась в 1930-е гг., когда развернулась сталинская коллективизация, и в 1990-е гг., когда страна встала на путь интенсивного внедрения товарно-денежных отношений и привлечения зарубежных инвестиций, техники и знаний. Учреждение совместных предприятий — это лишь начальная стадия привлечения иностранных капиталов и технологии, создания конвертируемого рубля, включения в международное разделение труда и выхода из экономического кризиса.
Видимо, для слаборазвитых стран существует общая закономерность процесса индустриализации: выход из кризиса через иностранную помощь, включение в мировую экономическую систему и внедрение новых форм организации производства. Подобный путь в прошлом не приводил к успеху. Иностранные капиталы и передовая технология не могут помочь там, где нет экономических рычагов для работы по-новому: наемной рабочей силы, рынка труда и товаров, частной собственности, развитой кредитно-финансовой системы. Точно так же эксперименты с внедрением тейлоризма в Венгрии в 1970-е гг. не дали ожидаемых результатов потому, что другие, неэкспериментальные предприятия работали по-старому. Когда один идет «в ногу», он не перестроит всю колонну. Наоборот, он вынужден подчиниться большинству и трудиться, как все. Смежники, не применявшие тейлоризм, не сумели работать четко и организованно, они постоянно срывали поставки, а заказчики не забирали вовремя готовую продукцию. Рушилось единство всей технологической цепочки. Внедрение тейлоризма или других форм рациональной организации труда ведет к успеху только там, где соблюдены три условия: стандартизация массового производ- 890 ства, нормальные условия труда и дифференцированная оплата труда. Когда их нет, новые формы лучше не внедрять. Иначе в организации возникнет еще больше дисфункций, чем при старом управлении. Особенно важным условием является стандартизация производства. Это тот фактор, о котором чаше всего забывают экономисты и менеджеры. Так что такое стандартизация и какова ее историческая роль в индустриализации общества?
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ С ОПОРОЙ НА ЗАПАДНУЮ ПОМОЩЬ» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»