Эволюция самой Земли и органической природы тоже очень быстрая и короткая. Земля возникла 4,6 млрд лет назад. А уже через 1,0 млрд лет на ней появились микроорганизмы, еще через 2,5 млрд лет произошло зарождение макроскопических форм жизни. Рыбы существуют около 500 млн лет, первые растения на суше появились около 450 млн лет назад, млекопитающие — 150 млн лет, а история человечества насчитывает всего около 1,5 млн лет. За время своего существования Земля вместе с Солнцем сделала 23 оборота вокруг центра Галактики. А вместе с человеком она прошла всего '/11П часть этой космической орбиты. Чтобы наглядно представить, какое место занимает история человечества в жизни Земли, предположим, что возраст Земли насчитывает 24 ч. Тогда человечество начало свой путь всего около минуты назад, а история человека современного типа, продолжающаяся около 40 тыс. лет, уложится всего в 1 с. Человеку потребовалось 2 млн лет, чтобы освоить производство каменных орудий, еще 2 млн — для приобретения навыков обработки других материалов, а затем накопления знаний в области математики, инженерии, астрономии. Всего за 3600 лет, почти мгновение по историческим меркам, человек сделался земледельцем, одомашнив дикую флору и фауну. Прошло всего 50 тыс. лет со времен неандертальца — и астронавты-земляне совершают полет на Луну. 819 По мере становления цивилизации человечество развивалось все более ускоряющимися темпами. Если считать, что появление нового поколения людей происходит каждый 25 лет, то история человечества, начиная с кроманьонца — человека современного типа, насчитывает всего 1600 поколений. Из них 1200 поколений людей прожили в пещерах, 240 — жили в условиях существования письменности, 22 — имели возможность читать напечатанные книги. При электрическом освещении живет лишь пятое поколение людей. Автомобили, самолеты, радио, кинематограф стали входить в нашу жизнь всего около 100 лет назад. Телевидение существует 60 лет, а компьютеры менее 50 лет1. Сегодня люди воспринимают постоянное улучшение качества жизни как что-то само собой разумеющееся. Однако на самом деле, на протяжении большей части истории человечества средний доход на душу населения увеличивался в год всего на 0,1%. Лишь за последние 200 лет этот показатель поднялся до 1,8% в среднегодовом исчислении благодаря резкому ускорению развития науки и техники.
Сравнивая эволюцию обществ, различные стадии, которые проходит человеческая цивилизация в своем развитии, ученые выяснили ряд закономерностей. Одну из них можно назвать тенденцией, или законом ускорения истории, согласно которому на каждую последующую стадию уходит меньше времени, чем на предыдущую. Так, эпоха капитализма короче эпохи феодализма, а тот в свою очередь короче эпохи рабовладения. Доиндустриаль-ное общество протяженнее индустриального. Длительность каждой последующей общественной формации короче, чем предыдущей, в 3—4 раза. Самым продолжительным был первобытный строй, просуществовавший несколько сотен тысяч лет. Археологи, изучающие историю общества по раскопкам памятников материальной культуры, вывели ту же закономерность. Каждую фазу в эволюции человечества они называют исторической эпохой. Оказалось, что каменный век, состоящий из палеолита, мезолита и неолита, длиннее века металла, состоящего из бронзового и железного веков. Чем ближе к современности, тем сильнее сжимается спираль исторического времени, общество развивается быстрее, динамичнее. Таким образом, закон ускорения истории свидетельствует об уплотнении исторического времени (рис. 3). В каждую последующую эпоху больше технических изобретений и научных открытий, быстрее совершенствуются орудия труда и технология. В первобытном обществе один вид орудия, например чоппер — массивное орудие из гальки, обработанное с одной стороны, претерпевал незначительные изменения на протяжении жизни десятков и сотен поколений. Напротив, в современном мире при жизни одного поколения сменяется несколько видов орудий, техники и технологии. 1 Человек и общество. Кн. 1: Что такое общество? / Под ред. В.И. Купцова. М., 1993. С. 3-4. 820 Новейшая история составляет всего Vmoo всемирной истории. Но это самый насыщенный социальными, культурными, экономическими и политическими событиями период. Поток информации удваивается каждые 20 месяцев. Резко сокращается интервал времени между заметными изме-
Рис. 3. Закон ускорения исторического времени нениями в социуме. Так, люди, родившиеся в нашей стране в начале XX в., пережили практически три типа цивилизации — аграрную, индустриальную и постиндустриальную. Время между появлением изобретения и его практическим использованием составляло: для бумаги — 1000 лет, паровой машины — 80 лет, телефона — 50 лет, самолета — 20, транзисторной техники — 3 года, волновых передач — 20 лет, лазеров — полгода, а факсов — всего 3 месяца2. Социальный прогресс в каменном веке полз со скоростью улитки, потому что скорость смены поколений орудий труда отставала от скорости смены поколений людей. По мере приближения к нашим дням его скорость постоянно нарастала. В XX в. скорость прогресса возросла настолько, что, пожалуй, даже стала опасной для жизни человека, так как чрезвычайно загрязнена окружающая среда и стали разрушаться традиционные уклады жизни и привычки людей. И все это потому, что скорость смены поколений орудий труда стала опережать скорость смены поколений людей. Сколько поколений телевизоров и компьютеров сменились на наших глазах. Человек не успевает не то чтобы привыкнуть к новому, но просто уследить за сменой нового еще более новым. 2 Спасибенко С.Г., Дубровина Л.К. Творчество в процессе взаимодействия обществам личности//Социально-политический журнал. 1996. № 3. С. 50—67; Человек и общество. С. 4; Авдеев РФ. Философия информационной цивилизации. М., 1994. 821 Около 2 млн лет назад появились первые орудия труда, с которых и берет свое начало технический прогресс. Примерно 15 тыс. лет назад наши предки стали практиковать религиозные ритуалы и рисовать на стенах пещеры. Около 8—10 тыс. лет назад они перешли от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству. Приблизительно 6 тыс. лет назад люди начали жить в городах, специализироваться на тех или иных видах труда, разделились на социальные классы. Всего 250 лет назад произошла индустриальная революция, открывшая эру промышленных фабрик и компьютеров, термоядерной энергии и авианосцев. Современный персональный компьютер, который можно купить в магазине за 800 долл., по производительности превосходит вычислительные центры 20-летней давности, доступные тогда далеко не каждому крупному предприятию.
Технический и социальный прогресс в наше время взметнулся ввысь подобно ракете. Но известно, что человеческий организм испытывает ужасные перегрузки при взлете. Так и организм общества. Он тоже испытывает чрезмерные перегрузки, если естественная эволюция (смена поколений людей) отстает от эволюции искусственной. Подсчитано, что один день жизни современного человека вмещает события 20 лет жизни человекаXIX в. Один день в XX в. и 20 лет в XIX в. А скорости все растут! Но физиология человека осталась прежней. Перегрузки безболезненно не проходят. Какую цену платит человеческое общество за одно только то, что скорость социальных изменений резко возросла? В 1960-е гг. в нашей стране модным было говорить об акселерации молодежи. Сколько статей и монографий написано на эту тему! Но двухметровые акселераты — это не только благо, но и большая проблема для общества. Раннее половое созревание, раннее социальное становление, завышенные претензии, которые общество не способно удовлетворить, а молодые люди не могут понять, почему этого нет. Скорость изменения психики отстает от скорости изменения внешнего мира. Согласно второму закону (или тенденции) истории, народы и нации развиваются с неодинаковой скоростью. Поэтому в США или России с индустриально развитыми регионами соседствуют районы, где проживают народы, сохранившие доиндустриальный (традиционный) уклад жизни. Когда они вовлекаются в современный поток жизни, последовательно не пройдя все предыдущие этапы, в их развитии могут появиться не только позитивные, но и негативные моменты. Ученые установили, что социальное время в разных точках пространства может протекать с неодинаковой скоростью: для одних народов время протекает быстрее, для других — медленнее. 822 Открытие Америки Колумбом и последующая колонизация материка высокоразвитыми европейскими странами привели к гибели не менее развитой цивилизации майя, распространению заболеваний и деградации коренного населения. В процесс модернизации во второй половине XX в. вслед за Америкой и Западной Европой втянулись исламские страны. Вскоре многие из них достигли технических и экономических высот, однако местная интеллигенция забила тревогу: вестернизация приводит к утрате традиционных ценностей. Движение фундаментализма и призвано восстановить самобытные народные обычаи и нравы, существовавшие до экспансии капитализма. Ускорение исторического времени неодинаково влияет на разные социальные группы. Сегодняшняя молодежь живет в условиях бурного технического прогресса. Возможно, ни в каком другом обществе не ценили нововведения так высоко, как в современном. В XX в. сделано множество поразительных открытий: электричество, радио, телевидение, автомобили, самолеты, ядерная энергия, космические корабли, компьютеры, лазерная техника, роботы... Каждое изобретение в свою очередь приводило к созданию еще более совершенной техники. Технический прогресс изменил жизнь миллионов людей. Отразился он и на социальной сфере. Так. появление автомобиля в корне изменило представления о месте работы и жительства, дало возможность людям жить за много километров от своего рабочего места. Горожане стали более мобильны, в том числе подростки. Подростки начали общаться со своими сверстниками из географически отдаленных мест. Автомобильные и железные дороги позволяют общаться людям из разных стран, разных городов, из города и деревни. Современный образ жизни можно назвать «жизнью на колесах».
Рис. 4. Согласно второму закону развития истории, народы и нации развиваются с неодинаковой скоростью 823 Рост численности городского населения привел к появлению мегаполисов — сплошных городских кварталов и промышленных объектов. Многие города практически сомкнулись, сведя на нет сельскую местность и загрязняя окружающую среду. Это изменило и социальный климат. Чем быстрее растет город, тем сложнее для его жителей осуществлять не только экологический, но и социальный контроль — за соблюдением общественного порядка. Стремительные перемены оказывают глубокое влияние на юношество. Современные подростки должны отдавать больше времени освоению новых технологий, чтобы не отстать от своих сверстников и чувствовать себя более уверенными в будущем. К переменам в нашей жизни юное поколение обычно приспосабливается намного быстрее, чем старшее. Это и понятно: для того чтобы впустить в себя новое, надо расчистить место от старого. У молодых этого места много, а у пожилых меньше. Все «полочки и шкафчики» их сознания заполнены прошлым — воспоминаниями, привычками, ценностями — всем тем, что именуют жизненным опытом. Однако молниеносная смена декораций на общественной сцене не проходит безболезненно для подростков. Неосознанно у них вырабатывается механизм преувеличения перемен. Они привыкают, а затем втягиваются в калейдоскоп событий и чувствуют себя неуютно, если что-то не меняется, если на смену старому тут же не приходит новое. Так во всем — в смене правительства, вещей, обстановки, друзей, впечатлений, а иногда и убеждений. Появляется тревожное чувство. Подростки предпочитают жить одним днем: «К чему беспокоиться о будущем, если я не знаю, что случится уже завтра? Все, что я могу, это просто жить день за днем». Стремительные перемены ослабляют значение семьи. Так, все меньше сыновей и дочерей выбирают ту же профессию, что и родители. Дети все чаще получают образование, живя вдалеке от дома. Закончив школу в своем городе, они, в основном по совету родителей, поступают в вуз, находящийся в столице или более крупном городе. Но ведь известно, что территориальная разобщенность способствует разрыву эмоциональных связей. Родственники подолгу не видятся, не переписываются и редко звонят, поскольку это дорого. Еще дороже, особенно студенту, приехать домой навестить родителей.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «УСКОРЕНИЕ ИСТОРИИ» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»