Наука — самая сложная область интеллектуальной деятельности человека. Исторически она возникла позже религии, искусства, образования. Хотя
первые ростки научного знания обнаруживаются в древнеегипетском и древнегреческом обществах в V в. до н.э., настоящий ее расцвет наступил только в Новое время — в XVI — XVII вв. и был следствием научно-технического прогресса и индустриальной революции. Основная функция науки — выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. Цель научной деятельности — получение нового знания. Цель образования — передача нового знания новым поколениям людей, т.е. молодежи. Если нет образования, то не будет и науки. В большинстве европейских стран два процесса — получение и распространение нового знания — стараются не разрывать. Поэтому западные университеты выполняют обе функции — научную и педагогическую. Университетский профессор — одновременно исследователь-ученый и педагог- 782 практик. В СССР и России сложилась иная традиция. Здесь наукой занимаются одни люди, а образованием — другие. Большой наукой занимается Российская академия наук, имеющая в своем составе около 300 научно-исследовательских институтов, а образованием занимается Министерство образования РФ, которому подчинены сотни тысяч школ и вузов. Университетский профессор в России не обязан профессионально заниматься наукой, он прежде всего преподаватель.
Российская академия наук (РАН) учреждена в 1991 г. на базе Академии наук СССР. Ведет историю с 1724 г. от Петербургской академии наук. В 1994 г. включала свыше 440 действительных членов, 600 членов-корреспондентов, 120 иностранных членов. Объединяет 18 отделений по отраслям и направлениям наук: математики; общей физики и астрономии; ядерной физики; физико-технических проблем энергетики; информатики, вычислительной техники и автоматизации; проблем машиноведения, механики и процессов управления; общей технической химии; физикохи-мии и технологии неорганических материалов; биохимии, биофизики и химии физиологически активных соединений; физиологии;обшей биологии; геологии, геофизики и геохимии и горных наук; океанологии, физики атмосферы и географии; истории; философии и права; экономики; мировой экономики и международных отношений; литературы и языка; региональные отделения (Сибирское, Уральское, Дальневосточное) — и научные центры. Всего около 300 научных учреждений, свыше 200 научных советов. РАН готовит научные кадры, публикует научную литературу, присуждает медали и премии за научные труды, поддерживает международные научные связи. Наряду с РАН в нашей стране существовали и отчасти существуют сегодня сотни отраслевых научно-исследовательских институтов, которые подчинены министерствам и ведомствам и финансируются ими. Если академические институты, по определению, развивают фундаментальную науку, то отраслевые НИИ занимаются прикладной наукой, т.е. приспосабливают фундаментальные знания к конкретным техническим задачам. В основе научного процесса лежит передача информации, отличительные свойства которой — объективность, достоверность, систематичность, непротиворечивость. Именно от науки общество ждет истину в последней инстанции, а не от мифа, сказки, романа, анонимной записки, анекдота. Наука создается с исключительной целью искать и доказывать истину, при том, что объем научной информации с XVII в. удваивается примерно каждые 10-15 лет. Правдивыми и объективными должны быть сведения в учебниках и научных монографиях, благодаря которым важная информация передается следующим поколениям. Существуют определенные санкции к нарушителям и способы контроля достоверности информации, в частности за лживую информацию автора публикации могут привлечь к суду, а в редакции жур- 783 нала или газеты часто хранятся подлинные документы, фигурировавшие в публикации. Точно так же аппарат ссылок в научной статье позволяет любому читателю перепроверить изложенные ученым факты. Энциклопедии, словари, географические атласы, библиотечные указатели, альманахи, нормативные и юридические документы, статистические показатели и таблицы, схемы, рисунки, иллюстрации и т.д. несут фактологическую информацию об объективном положении дел и ценятся все больше и больше. Научно-справочная информация постепенно вытесняет фантастическую, сказочную, приключенческую, порнографическую и другую литературу. Все науки условно делятся на естественные, общественные (социальные), гуманитарные и технические. К социальным наукам относятся социология, психология, социальная психология, экономика, политология, а также антропология и этнография. У них много общего, они тесно связаны между собой и составляют своего рода научный союз. К нему примыкает группа родственных дисциплин: философия, история, искусствознание, литературоведение. Их относят к гуманитарному знанию. Социальные науки оперируют количественными (матемятико-статистическими) методами, а гуманитарные, за редкими исключениями, качественными (описательно-оценочными). Гуманитарные дисциплины нельзя относить к поведенческим наукам, изучающим взаимодействие людей в группах, институтах, на рынке или в политических ситуациях, а социальные — можно. Поэтому их называют еще би-хевиориальными науками (найдите в словаре английского языка значение слова «behaviour»). Физика, химия и биология относятся к естественным фундаментальным наукам, они раскрывают структуру материального мира. Радиоэлектроника, биотехнология и химия полимеров представляют собой технические дисциплины, или прикладное знание. Они опираются на фундаментальное знание и служат практическим целям. Школа — это самые дальние подступы к большой науке. Школьное образование позволяет овладеть элементарными научными знаниями, необходимыми для понимания основных явлений природы и общества. Иначе говоря, оно дает возможность только приобщиться к основам науки. Но овладеть ими позволяет только высшее образование. А после завершения обучения в вузе, продолжая образование в аспирантуре и докторантуре, обучающийся может настолько углубиться в основы науки, что может заниматься приращением новых знаний. А это самое главное в академической, т.е. большой, науке. Основу высшего образования составляют вузы, Они ведут подготовку специалистов с высшим образованием для различных отраслей хозяйства, науки и культуры на базе среднего образования, осуществляют повышение квалификации преподавателей. К вузам относятся университеты, институты, высшие училища, учебные академии, консерватории. Срок обучения 4-7 лет. Основным учреждением системы высшего образования считается университет. Университет (от лат. universitas — совокупность) — высшее учебное и научное заведение, в котором ведется подготовка специалистов по фундаментальным и многим прикладным наукам, различным отраслям народного хозяйства и культуры. Первые университеты появились в XI—XIII вв. в Италии, Испании, Франции, Англии. Студенты и профессора объединялись в 784 университеты для того, чтобы добиться независимости от города, иметь право самоуправления. Университет делился на «землячества» — объединения студентов из той или иной страны — и факультеты, где они овладевали теми или иными знаниями. Существовала и специализация университетов: крупным центром изучения риторики и канонического права являлся Болонский университет, Сорбоннский университет был признанным центром теологии. В средневековых университетах студенты изучали теологию, право, медицину и философию. Первые университеты в России — Академический (1726—1766, Петербург) и Московский (с 1755); в 1916 г. было 11 университетов. В 1994 г. в Российской Федерации насчитывалось свыше 40 государственных университетов, 80 государственных университетов технического, медицинского, педагогического, аграрного и других профилей. Лучшим в стране университетом по праву считается Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (МГУ) — крупнейшее высшее
учебное заведение, один из центров мировой науки. Среди вузов мира он занимает третье место после Оксфордского и Кембриджского университетов. Основан в 1755 г. по инициативе М.В.Ломоносова в составе философского, юридического и медицинского факультетов. Университет ведет подготовку кадров по физическим, математическим, химическим, биологическим, геологическим, географическим, филологическим, историческим, философским, психологическим, юридическим и другим специальностям. В университете более 200 кафедр и 430 научно-исследовательскихлабораторий, четыре НИИ (механики, ядерной физики, астрономический им. П.К. Штернберга, антропологии им. Д.Н. Анучина), вычислительный центр, четыре обсерватории, 12 учебно-научных станций, три музея, Ботанический сад, научная библиотека, издательство (основано в 1927 г.). В 1992 г. МГУ получил статус самоуправляемого государственного высшего учебного заведения России. В 1993 г. в нем обучалось свыше 26 тыс. студентов. Вторым по важности учреждением системы высшего образования является академия. Слово «академия» происходит от наименования местности близ Афин, где возникла платоновская Академия (около 387 г. до н.э.). Термин часто применяют к некоторым научным кружкам средневекового Востока. Название «академия» носили многие научные общества Европы XV—XVI вв. Во Флоренции, Венеции, Ферраре, Неаполе на рубеже XVI—XVII вв. возникали одна задругой «академии» или «камераты» — художественные кружки, объединявшие любителей, поэтов, музыкантов. Там исполнялись новые мадригалы, поэты читали свои только что написанные произведения, там музицировали, обсуждали перспективы национального искусства. Эти академии были творческими лабораториями, в которых рождались новые произведения искусства. Современность и новизна здесь ценились чрезвычайно. В XVII в. сформировались первые 785 академии наук. В современной Англии и США термин используется для обозначения распространенного типа частных средних школ и специализированных учебных заведений, например военно-морских академий. В более широком смысле (в некоторых странах) он обозначает научно-исследовательские сообщества, призванные развивать и поддерживать научные знания и культуру или способствовать развитию специфических искусств или наук.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «НАУКА» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»