ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Соціологія » Фундаментальна соціологія

Механизм социального взаимодействия
В повседневной жизни мы то и дело совершаем множество элементарных актов социального взаимодействия, даже не подозревая о том. Встречаясь, мы здороваемся, входя в автобус, пропускаем вперед женщин, детей и пожилых людей и т.п. Все это — акты социального взаимодействия. Оно складывается из отдельных социальных действий. Однако далеко не все, что мы делаем во взаимосвязи с другими людьми, относится к социальному взаимодействию. Если автомобиль сбил прохожего, то это обычное дорожно-транспортное происшествие. Но оно становится социальным взаимодействием, когда водитель и пешеход, разбирая происшедшее, отстаивают каждый свои интересы как представители двух больших социальных групп. Например, водитель настаи-
6ЭЗ
вает на том, что дороги построены для автомобилей и пешеход не имеет права переходить, где заблагорассудится. Пешеход, напротив, убежден в том, что главное лицо в городе — он, а не водитель, и города созданы для людей, но не машин. В данном случае водитель и пешеход обозначают социальные статусы. У каждого из них свой круг прав и обязанностей. Выполняя роль водителя и пешехода, они выясняют не личные отношения, основанные на симпатии или антипатии, а вступают в социальные отношения, ведут себя как обладатели специальных статусов, которые определены обществом. Общаясь между собой, они рассказывают не о семейных делах, погоде или видах на урожай. Содержанием их беседы выступают социальные символы и значения: предназначение такого территориального поселения, как город, нормы перехода проезжей части, приоритеты человека и автомобиля и т.п.
Итак, социальное взаимодействие складывается из отдельных актов, называемых социальными действиями, и включает статусы (круг прав и обязанностей), роли, социальные отношения, символы и значения. Оно отличается от действия обратной связью. Действие, исходящее от индивида, может быть направлено и не направлено на другого индивида. Только действие, которое направлено на другого человека (а не на физический объект), и вызывает ответную реакцию, следует квалифицировать как социальное взаимодействие.



Рис. 13. Взаимодействие предполагает два процесса — обмен информацией и обмен действиями
Итак, взаимодействие — двунаправленный процесс обмена действиями между двумя или более индивидами. Стало быть, действие в этом случае всего лишь однонаправленное взаимодействие. Взаимодействие вырастает из общения людей и предполагает два процесса — обмен информацией и обмен действиями. Беседу двух человек в каком-то смысле можно считать взаимодействием, хотя на самом деле это всего лишь коммуникативный процесс — обмен мнениями. Но когда они что-то не поделили и стали браниться, наступает вторая фаза — обмен действиями. Он может носить мирный характер, когда спорящие, например, не подрались, а пошли в пивбар, тогда взаимодействие называется сотрудничеством. Немирный характер обмена действиями называется конфликтом.
Всякий раз, когда речь заходит о группе людей, то подразумевают, что взаимодействие в ней принимает характер совместных действий, заранее спланированных и организованных ради достижения общей цели.
В коммуникативном процессе партнеров называют коммуникатором (адресантом) и реципиентом (адресатом). В интерактивном процессе (именно
694

так называют ученые взаимодействие) партнеры называются акторами. Они обмениваются действиями, порой каждому предписана строго определенная роль, например работодателя и работника, продавца и покупателя. Их усилия направлены на достижение понятных целей, внутренним источником их деятельности выступают некие мотивы и потребности, причем разные у работодателя и работника, продавца и покупателя. Процесс взаимодействия подчинен определенной логике, например логике трудового процесса, когда, например, берется необработанная болванка, затем она штампуется до нужной формы, а в конце подвергается обточке и шлифовке. В основе последовательности этих операций лежит тщательно обдуманная технология, которую нельзя нарушать. Технология трудового процесса подкрепляется множеством инструкций, разрешающих одни действия и запрещающих другие. Каждая инструкция предполагает санкции и ответственность, которые предупреждают нарушение технологии. За ее соблюдением следит специальный мастер, который определяет качество работы и назначает вознаграждение (оплата труда).
Если группа работников (производственная бригада) долго трудится в одном месте и в одном составе, люди не просто привыкают друг к другу, они что называется сдруживаются. У них возникают общие взгляды и общие интересы, они подчиняются одним и тем же негласным нормам поведения, скажем не выдавать товарища, испортившего нужную деталь, если тот сделал это впервые (такое может случиться с каждым). Они дружат семьями, одалживают друг другу деньги, вместе отдыхают, вместе защищают свои интересы от третьих лиц, например от начальства. В результате трудовое взаимодействие перерастает в более комплексное и сложное явление, которое мы вправе назвать социальным взаимодействием. Понятно, что общение членов бригады между собой — только одна сторона явления (впрочем, и обмен действиями тоже лишь одна сторона). Помимо них есть нечто третье, что не сводится ни к первому, ни ко второму, — межличностные отношения.
Социальное взаимодействие может происходить:
♦ человека с человеком; *
♦ человека с другим живым существом;
♦ человека с вещью;
♦ вещи с вешью;
животного (растения) с животным (растением).
Во всех описанных выше взаимодействиях употребляются термины «субъект взаимодействия» и «объект взаимодействия». Субъект занимает активную позицию и как-то влияет на объект, занимающий пассивную позицию. Когда взаимодействие касается людей, то говорят о партнерах, сторонах, участниках взаимодействия.
695
Существуют всего два типа взаимодействий: когда в отношениях доминирует одна сторона; когда в отношениях обе стороны находятся в равных условиях. К одностороннему доминированию относят такие разновидности взаимодействия, как командование, эксплуатация, господство, лекция, нравоучение и др. К двусторонним взаимодействиям относят обмен, переговоры, конкуренцию, соревнование, конференцию, куплю-продажу, конфликт, телефонный разговор, поцелуи и т.п. По второму основанию взаимодействия делятся на три формы: обе стороны активны; обе стороны пассивны; активна только одна сторона. К односторонней активности относятся лоббирование, давление, протежирование, проталкивание, попрошайничество, милосердие, спонсорство, налогообложение, кредитование, анкетирование, наказание, чтение, выступление и т.д.
Как уже говорилось, социальное взаимодействие основано на социальных статусах и ролях. Напомним о сферах или системах статусов, так как они дают нам вторую типологию социального взаимодействия. Назовем их сферами социального взаимодействия, или социальными сферами жизнедеятельности общества:
♦ экономическая сфера взаимодействия, где индивиды выступают в ролях собственников и наемных работников, предпринимателей, рантье, капиталистов, бизнесменов, безработных, домохозяек;
♦ профессиональная сфера взаимодействия, где индивиды участвуют в трудовом процессе в роли банкира, профессора, шахтера, повара и т.п.;
♦ семейно-родственная сфера взаимодействия, где индивиды выступают в роли отцов, матерей, сыновей, кузин, бабушек, крестных отцов, побратимов, холостяков, вдов, новобрачных и т.п.;
♦ демографическая сфера взаимодействия, включающая контакты между представителями различных полов, возрастов, национальностей и рас (национальность включается в понятие межэтнического взаимодействия) и т.п.;
♦ территориально-поселенческая сфера взаимодействия — столкновения, сотрудничество, конкуренция между местными и пришлыми, городскими и сельскими, временно и постоянно проживающими, эмигрантами, иммигрантами и мигрантами и т.п.;
♦ политическая сфера взаимодействия,*где индивиды противоборствуют или сотрудничают как представители политических партий, народных фронтов, общественных движений, а также как субъекты государственной власти: судьи, полицейские, присяжные, дипломаты и т.п.;
♦ религиозная сфера взаимодействия подразумевает контакты между представителями разных религий, одной религии, а также верующих и неверующих, если по содержанию их действия относятся к области вероисповедания.
Если взаимодействие между субъектами социальных статусов в указанных сферах, скажем между банкиром и кассиром, протекает как личная беседа, межличностное общение, например выяснение личных отношений, оно не может квалифицироваться в качестве социального в строгом смысле. Подобно тому как социальный статус отличается от личного, социальное взаимодействие надо отличать от межличностного.
Социальное взаимодействие может проявляться в системе управленческих отношений и в организации.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Механизм социального взаимодействия» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Аудит Звіту про фінансові результати
Наголос
Змінні грошові потоки
Поняття телекомунікаційної системи. Етапи розвитку телекомунікаці...
Склад і структура ресурсів комерційного банку


Категорія: Фундаментальна соціологія | Додав: koljan (03.12.2012)
Переглядів: 740 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП