Объектом социальной заботы государства выступают простые люди, которые постоянно совершают те или иные действия и вступают между собой в непрерывные цепочки социальных взаимодействий. Их анализ чрезвычайно важен для социологов и включается ими в социальную сферу общества. Термин «действие» в строгом смысле применим только к человеку. Животные не способны ставить перед собой цель — осознанный образ предвосхищаемого действия. Животные запрограммированы природой, ими руководят инстинкты, а не цель. Действия человека всегда осмысленны. Отдельные действия занимают краткое время: забить гвоздь, погладить рубашку, сходить в магазин. Когда они соединяются в цепочку и повторяются из дня вдень, мы говорим о деятельности. Однократное посещение магазина —действие, но повторяющееся изо дня в день, становится чертой образа жизни женщины, ее социальной ролью, и это уже деятельность. Отдельные действия — штопка и глажение белья, приготовление пищи, уборка помещений и т.д. — объединяются в домашнюю деятельность (или работу). И так повсеместно. Занятие, работа, деятельность — это рядоположенные понятия. Человеческое общество развивается благодаря деятельности людей. 690 Итак, действие — единица деятельности. Отдельное движение — элемент действия. Движения элементарны, присущи и животным, и людям. Но действия и деятельность — только людям. Забить гвоздь — это действие, оно распадается на более мелкие движения (взмах молотка, удар по гвоздю и т.д.). Кдвижениям, вотличие от действий, не применимы понятия цели и потребностей. Действие можно подразделить на четыре вида: ♦ физическое действие, например передача книги, запись на бумаге; ♦ вербальное, или словесное, действие, например оскорбление, выражение приветствия «здравствуйте»; ♦ жесты как разновидность действия — улыбка, рукопожатие; ♦ мысленное действие выражается только во внутренней речи. Из них три первых относятся к внешним действиям, а четвертое внутреннее. Примеры, подкрепляющие каждый вид действия, соответствуют критериям социального действий: они осмыслены, мотивированы, ориентированы на другого. Социальное взаимодействие может относиться к первым трем видам действия и не относится к четвертому (никто, кроме телепатов, не взаимодействовал при помощи прямой передачи мыслей). В результате мы получаем первую типологию социального взаимодействия (по видам) — физическое, вербальное, жестовое. Действия, поступки, движения и акты — строительные кирпичики поведения и деятельности. Деятельность и поведение — две стороны одного явления, а именно: человеческой активности. Свобода действий — диапазон вариаций человеческих актов, определяемый извне, прежде всего социальной средой, иначе говоря, позволяемое (допускаемое) обществом разнообразие поведенческих актов, которые индивид намерен осуществить по собственному замыслу. Непроизвольные вариации в поведении, вызванные аффектом либо совершаемые бессознательно, например отдергивание руки от горячего предмета, как бы разнообразны они ни были, не принадлежат к сфере свободных действий. Напротив, регулируемые культурными нормами действия, скажем, чихание, предполагают, что человек может соблюсти эти нормы в разной степени либо не соблюдать вовсе. Чихая, он может подставить носовой платок, отвернутся в сторону или сдержать желание чихнуть как произвольную реакцию, но может ничего этого не делать. Хотя чихание — непроизвольное действие, однако оно обставлено культурными условностями, т.е. диапазон его выражения ограничен. В зависимости от того, какова ситуация (например, рядом присутствуют посторонние люди), как он относится к самим культурным нормам (строго следует им или игнорирует), каким он хочет показаться окружающим (воспитанным или невоспитанным), человек свободно выбирает то или иное действие. Таким образом, свобода действий предполагает свободу выбора, произвольное решение индивида, цель и намерения. Один из основателей социологии М. Вебер (1864-1920) определил социологию как науку, изучающую социальное действие. Социальное действие — любые действия, учитывающие мотивы других. Оно обладает двумя такими обязательными чертами, как субъективная мотивация и ориентация на других (ожидание). Без первой черты нельзя говорить о действии, без второй — социальном действии. Почему социологу необходимо изучать мотивы? Вебер полагал, что без учета мотивов социология не в состоянии установить причинные связи: только они и позволяют создать крупномасштабную и 691 объективную картину социального процесса. Семья, нация, государство, армия не имеют, как человек, организма, значит не обладают мышлением,
волей и мотивами в том смысле, что отдельный индивид. Нельзя говорить о «коллективном сознании» или «воле государства» как о реальных вешах. Есть индивидуальное сознание, но нет коллективного. Стало быть, они не могут быть субъектами действия и выступать предметами социологии. Хотя во вторую очередь, как объединение или группу индивидов, их вполне можно использовать социологу, как считал Вебер. Мотивация — субъективно подразумеваемый смысл действия. Социальным выступает только такое действие, которое понятно другим людям, в том числе социологам. Понятным может стать только осмысленное действие, т.е. направленное на ясно осознаваемые самим субъектом цели, использующее для достижения этих целей средства, признаваемые адекватными субъектом действия. Поведение, отвечающее указанным критериям, называется целерацио-нальным. Это фокус внимания социологов, основной тип социального действия. Социальное действие — это реальность, где пересекаются мотивы, сознание, смысл, ценности, цели, средства. Если считать целерациональное действие эталоном и сравнивать с ним любой рациональный поступок людей, получим шкалу, построенную по принципу сравнения всякого действия с целерациональным. По мере убывания рациональности поступки становятся все менее понятными, цели неясными, средства неопределенными, в конце шкалы — иррациональные действия, когда индивид не отдает себе отчета в собственных целях. (Такие действия должен изучать психоанализ, а не социология.) Здесь же и аффективное действие, которое вообще не имеет цели и совершается при сильном раздражении, вспышке гнева, стрессе, агрессии или душевном подъеме. Ими занимается традиционная психология. А можно ли отнести действие индивида к целерациональным, когда он пытается замаскировать истинные цели и намерения? Но ведь Я, руководствуясь принципом реальности, не только открывает логические истины, но и скрывает, обманывает, изворачивается. Должен ли все это изучать социолог? Конечно, да, отвечает Вебер. Если индивид ясно осознает поставленную перед собой цель, но стремится скрыть ее от других, то это несложно понять. Подобная ситуация подпадает под схему целенаправленного действия. Понять смысл действия — значит понять самого действующего. Середину веберовской шкалы занимают ценностно-рациональные и традиционные действия. Традиционное действие — это действие, совершаемое автоматически, в силу привычки. Ежедневно мы чистим зубы, одеваемся, совершаем множество других привычных действий, над смыслом которых 692 не задумываемся. Лишь в том случае, если возникло затруднение и мы определяем цель и смысл действий заново, мы совершаем социальное действие — ведь мы разрушили привычную стереотипность поведения. Ценностно-рациональное действие основано на сознательной вере в то, что совершаемое действие имеет ценность эстетическую, эгоистическую, религиозную и т.п. Оно отличается от целерационального тем, что не ориентировано на успех. В самом деле, когда мы ставим цель, допустим, получение прибыли, то ожидаем достичь успеха. Но ценностно-рационально поступает только тот, кто, не считаясь с предвиденными последствиями, действует в соответствии со своими убеждениями и выполняет то, что требуют от него долг, достоинство, красота, честь, религиозные предписания, важность какого-либо дела, которые Вебер называет обобщенно «требованиями», предъявленными к самому себе. У такого действия в сопостав-' лении с целерациональным нет цели, результата, успеха, но есть мотив, смысл, средства, ориентации на других. У аффективного и традиционного действий нет цели, результата, успеха, мотива, смысла и нет ориентации на других. Иначе говоря, два последних типа действия лишены признаков социального действия. В силу этого Вебер считал: только ценностно- и целерациональное действие суть социальные действия. Напротив, традиционное и аффективное действия к ним не относятся. Конечно, реально протекающее поведение людей ориентировано не на один, а не несколько типов действия. В нем сочетаются в разной пропорции элементы традиционного, аффективного, ценностно- и целерационального действий. Все типы социального действия расположены на веберовской шкале снизу вверх по степени возрастания рациональности. Относительно рациональным и иррациональным ценностно-рациональным и традиционным действие является потому, что в целом, тяготея к соответствующим полюсам, оно не имеет ряда признаков, позволяющих отнести его к «чистому» типу. Традиционное действие — действие по привычке при затруднениях и блокировке включает рациональные элементы мышления, осмысления, целеполагания. А ценностно-рациональное, со своей стороны, содержит примесь иррациональности.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Социальное действие» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»