Опекунские функции государства над своим народом иногда описывают одним понятием — социальное государство. Оно заботится о социальной защищенности граждан, их участии в управлении производством, создает 2 Там же. С. 34-55. 3 Там же. 686 равные возможности для самореализации личности в обществе. Его деятельность направлена на всеобщее благо, утверждение в обществе социальной справедливости. Оно сглаживает имущественное и иное социальное неравенство, помогает слабым и обездоленным, заботится о предоставлении каждому работы или иного источника существования. Социальное государство — государство, для которого приоритетны соблюдение основных прав и свобод человека, содействие социальному прогрессу, улучшение жизни людей, развитие социальной сферы, обеспечение социальной защиты граждан. Индустриально развитые страны мира (Германия, Швеция, Япония и др.) отличаются не только устойчивым экономическим ростом и увеличением национального дохода, свободой предпринимательства и рыночных отношений, но и стремлением к социальному равенству и справедли вому распределению благ. В таких странах возрастает регулирующая роль органов государственной власти, проявляющих заботу о социальной ориентированности рыночной экономики, повышении доходов и уровня жизни населения, поддержке культуры, образования, науки и других отраслей социальной сферы. Еще в древности многие правители, например римские цезари, заботились о наиболее бедных гражданах, о предоставлении плебсу «хлеба и зрелищ». Начиная с IV в., времени признания христианства в Римской империи, при церковных учреждениях в крупных городах открывают приюты, обитателям которых оказывали духовную и минимальную материальную помощь. Скудные средства и приоритет духовной помощи над материальной ограничивали возможности этих учреждений: обычно там размещались 10—20 человек, срок пребывания не превышал трех дней, еды давали немного и была она самой простой. Почти ничего не известно о больницах в IX—X вв. Оживление благотворительной деятельности в Европе приходится на период крестовых походов и орденского движения, когда возникавшие под патронажем орденов приюты по-прежнему совмещали функции больницы, гостиницы и дома престарелых и сирот; в таком учреждении духовному исцелению уделяли больше внимания, чем телесному. Изменения произошли в позднее Средневековье: более четкой стала специализация учреждений, выполнявших разные функции благотворительных и коммерческих приютов. Заботу о содержании больниц все чаше брало на себя городское общество. Французская королева Мария Медичи в 1602 г. основала в Париже больницу и приют для бедных под названием «Шарите». В то время забота о бедных и уход за больными не разделялись. Благотворительные заведения принимали несчастных, которые не могли позаботиться о себе, а за большинством больных ухаживали родные. Больницы принимали стариков, которые жили на постоянные пособия благотворительных заведений. Частью некоторых подобных учреждений были сиротские дома и приюты. Многие больницы создавались на основе старых противочумных госпиталей, которые из страха перед распространением инфекции были хорошо оборудованы и удовлетворяли гигиеническим требованиям своего времени. 687 г.д'-и v^uuHtuibHoiи государства, или государства благоденствия4, и сам этот термин впервые появились в общественно-политической мысли Германии в 1880-е гг., когда правительство О. фон Бисмарка подготовило серию законов о страховании рабочих промышленных предприятий. Социальная политика была возведена в ранг официальной доктрины Германии и получила закрепление в Веймарской конституции 1919 г. — первой европейской конституции, наделившей граждан социальными правами (правами на объединен ие в профсоюзы, защиту от безработицы, охрану здоровья и трудос пособ-ности). С конца XIX в. отдельные меры в области социальной политики начинают осуществлять и другие государства, однако ее развитие было прервано экономическим кризисом 1930-х гг. Выходом из Великой депрессии, особенно поразившей американское общество, явился курс на усиление роли социального государства. В 1933 г. президент СШАФ. Рузвельт объявил «новый курс», призванный покончить с экономической депрессией 1929 г. и создать социально ориентированное государство. Первыми шагами стали недельные каникулы для банков и созыв конгресса, который за «сто дней» одобрил пакет законов. «Новый курс» Рузвельта стал началом превращения США в социально ориентированное государство, включал поддержку безработных, компенсацию за сокращение производства сельскохозяйственных продуктов, добровольную трудовую повинность для безработных (моложе 25 лет), создание рабочих мест и реорганизацию частного предпринимательства (сокращение рабочего дня, повышение минимальной заработной платы, ограничение конкуренции). Введением этих законов предполагалось достичь решительного поворота экономики к стабилизации. Самым широким социальным мероприятием явилась борьба с безработицей. По всей стране были устроены трудовые лагеря, в которых безработная молодежь (в возрасте 18—25 лет) привлекалась к участию в мероприятиях по охране окружающей среды. Эта программа, имевшая большой успех, способствовала в том числе и созданию большинства национальных парков, являющихся ныне предметом гордости США. Федеральное правительство, до тех пор не наделенное правом предоставлять пособия по безработице, теперь выделяло значительные средства для поддержания безработных. Начиная с ноября 1933 г. было организовано 4 млн рабочих мест на федеральном и местном уровнях. После возобновления деятельности банков население, подготовленное выступлениями президента, вкладывало на их счета свои деньги. Банкам был предоставлен кредит в 1 млн долл. В сельском хозяйстве фермерам выплатили специальные пособия, которые компенсировали сокращение обрабатываемых площадей. Национальный закон об активизации строительства должен был обеспечить рост промышленного производства и уровня занятости. Одновременно государство, реорганизовав всю систему промышленности, в которой развивалось экономическое самоуправление с участием профсоюзов, предпринимателей и органов государственного контроля, вводило контроль за верхним уровнем заработной платы. Правительство приступило к осуществлению крупномасштабных проектов, в частности возведению гигантских плотин, с помощью которых удалось электрифицировать всю страну. 4 В официальных документах и законодательстве западных стран понятие «государство благоденствия» используется крайне редко. Чаще употребляется термин «социальное государство». 688 Под политикой социального благоденствия в 1940—50-х гг. понимали программы, направленные на достижение высокого жизненного уровня населения путем создания государственных систем образования, здравоохранения и поддержки жилищного строительства, а также оказания помощи гражданам, которые не в состоянии собственными силами обеспечить себе минимум доходов. В последующие годы эти программы дополнялись положениями о демографической политике государства, его задачах в области охраны окружающей среды, превенции социальных отклонений, защиты национальной культуры и др. Социальная политика промышленно развитых стран нашла отражение в многочисленных работах, опубликованных в Великобритании и США, где за ней закрепилось название политики государства благоденствия (Welfare State). Во второй половине XX в. разрозненные элементы социальной политики, соединившись с правовым государством и гражданским обществом, дали невиданный результат — социальное государство. Его экономической базой послужило рыночное, а не плановое хозяйство ведущих стран Запада, позволяющее обеспечивать прожиточный минимум каждому нуждающемуся. Социальное государство представляет соединение трех факторов — правовое государство, гражданское общество, рыночная экономика. Оно перераспределяет национальный доход в пользу менее обеспеченных слоев, формирует эффективную политику занятости и охраны прав работника на предприятии, оказывает поддержку семье и материнству, заботится о безработных, престарелых, молодежи, образовании, здравоохранении, культуре. Современное общество оказывает помощь неимущим согражданам, создавая специальные программы борьбы с бедностью и безработицей. Они предусматривают перераспределение доходов от зажиточных и богатых нуждающимся. Но бедные слои населения не являются единственными получателями правительственной помощи. Например, выплаты по социальному страхованию и субсидии на поддержание цен на ряд сельскохозяйственных продуктов не зависят от материального положения пенсионеров или фермеров. Богатейшие страны Запада имеют смешанную экономику, т.е. рыночные отношения сочетаются с государственным планированием. Современная Швеция, как и США, относится к числу самых высокоразвитых стран мира. Обе страны считаются капиталистическими по экономическому статусу и демократическими по политическому. Тем не менее между ними существуют весьма серьезные различия. Они определяются функцией государства: в Швеции оно максимально вмешивается в экономическую сферу и минимально — в политическую. В результате свобода слова и печати, представительное правление, основанное на свободном волеизъявлении избирателей, характерны для шведской политической жизни даже в большей степени, чем для США. В отличие от США, где вмешательство государства в экономику строго ограничено, шведское государство играет в экономике очень активную роль. Если в США основная тяжесть расходов на оплату услуг здравоохранения, детских и дошкольных учреждений, на получение высшего образования, на пенсионное обеспечение ложится на плечи отдельных граждан и их семей, то в Швеции практически все расходы на об- 689 разование и социальное обеспечение берет на себя правительство, поэтому эту страну причисляют одновременно и к социалистическим, и к капиталистическим. Подобный синкретизм получил название демократического социализма. Шведская мать начинает получать помощь от органов здравоохранения еще до рождения ребенка. С этого момента и буквально от колыбели до могилы медицинское и стоматологическое обслуживание осуществляется за государственный счет. Общедоступным является получение образования в государственных учебных заведениях (от яслей до университета); то же можно сказать о праве людей пожилого возраста и инвалидов получать пенсию и жить в специально приспособленных для них домах. Так же как и в Соединенных Штатах, безработные и рабочие, утратившие трудоспособность, пользуются страховыми и другими льготами. Существенная разница между двумя странами состоит в том, что выплаты по социальному обеспечению в США составляют только 40% средней заработной платы промышленного рабочего, в то время как в Швеции — 90%. Услуги государственных органов социального обеспечения в Швеции не достаются даром. Чтобы пользоваться установленными льготами, шведы платят самую высокую в мире ставку налога.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»