ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Соціологія » Фундаментальна соціологія

ОСНОВНЫЕ ИНСТИТУТЫ ОБЩЕСТВА
Соответственно четырем сферам общества выделяют четыре института общества (иногда их насчитывают пять). Но в этом случае один институт — духовный — разбивается на два самостоятельных — на институт религии и институт образования (сюда же включается и наука), но при этом «за бортом» оказывается культура. Возникает вопрос: куда включать культуру и является ли она институтом? Мы будем опираться на подход, согласно которому существуют четыре фундаментальных института общества, а четвертый — духовный — включает культуру, науку, религию и образование.
Термин «институт» имеет несколько смыслов. В европейские языки он пришел из латинского: institutum — установление, устройство. Со временем он приобрел два значения — узкое техническое (название специализированных научных и учебных заведений) и широкое социальное (совокупность норм права по определенному кругу общественных отношений, например институт брака, институт наследования). Социологи, позаимствовавшие это понятие у правоведов, наделили его новым содержанием.
679
Понимая социальные институты как совокупность норм и механизмов, регулирующих определенную сферу общественных отношений (семья, производство, государство, образование, религия), они углубили представление о них как о столпах или базовых элементах, на которых покоится общество. Их предназначение — удовлетворять важнейшие (фундаментальные) жизненные потребности общества. Их всего четыре, но ровно четыре и основных социальных института:
♦ потребности в воспроизводстве людей — институт семьи и брака;
♦ потребности в добывании средств существования — экономические институты, производство;
♦ потребности в безопасности и социальном порядке — политические институты, государство;
♦ потребности в решении духовных проблем, разработке и передаче новых знаний, социализация подрастающего поколения, — духовные институты в широком смысле, т.е. включая науку и культуру.
Таким образом, социальный институт — приспособительное устройство общества, созданное для удовлетворения его важнейших потребностей и регулируемое сводом социальных норм. В рамках институтов происходит социализация людей (усвоение культурных норм и освоение социальных ролей), рождаются новые поколения людей, добываются средства существования, наводится порядок в обществе и отправляются духовные ритуалы.
Институты возникли в глубокой древности. Производство насчитывает 2 млн лет, если за отправную точку брать первое орудие труда, созданное человеком. Семье антропологи отводят второе место и полагают, что нижняя граница проходит на отметке 500 тыс. лет. С тех пор семья постоянно эволюционировала, принимая множество форм и разновидностей (полигамия, полиандрия, моногамия, сожительство, нуклеарная, расширенная, неполная и т.д.). Государству примерно столько же, сколько и образованию, а именно 5—6 тыс. лет. Если с первым все достаточно ясно и ошибиться можно на 1—2 тыс. лет, то с образованием дело обстоит сложнее. В данный момент институт образования представлен совокупностью людей и социальных организаций. Совокупность школ, колледжей, вузов, курсов и т.п. плюс министерство образования и весь его аппарат, исследовательские институты, редакции журналов и газет, типографии и многое другое, что имеет отношение к педагогике, составляют социальный институт образования.
Ученые дают еще одно определение социальному институту — как совокупности общественных обычаев, определенных привычек поведения, образа мысли и жизни, передаваемых из поколения в поколение, меняющихся в зависимости от обстоятельств и служащих орудием приспособления к ним. Собственно говоря, так понимают термины «институция» (установление, обычай, порядок, принятый в обществе) и «институт» (закрепление обычаев и порядков в виде закона или учреждения) юристы. Отсюда и слово «ин-ституционализация», обозначающее закрепление практики или области общественных отношений в виде закона или социальной нормы, принятого порядка. Так, институционализация какой-либо науки, скажем социологии, предполагает издание государственных стандартов и постановлений, созда-
680
ние исследовательских институтов, бюро, служб и лабораторий, открытие при университетах, колледжах и школах соответствующих факультетов, отделений, кафедр и курсов подготовки профессиональных специалистов, издание журналов, монографий, учебников и т.д.
По существу институционализация означает превращение размытого множества правил и норм, обычаев и практик, идей и замыслов, людей и зданий в упорядоченную систему, которую с полным основанием можно именовать социальной организацией.
Мы убеждаемся, что понятие «социальный институт» — не пустая абстракция. Оно обозначает реальную совокупность людей, которые трудятся в данной сфере, а также систему конкретных законов, управленческих решений и практических мероприятий. Это вполне зримые объекты — здания, мосты, заводы, персонал, жилые квартиры, оборудование, в которых материализуется функционирование данного института. К примеру, государственная поддержка института семьи выражается в денежных пособиях, строительстве детских садов, школ, больниц и т.п.
Социальный институт, кроме всего прочего, еще и гигантская социальная система, охватывающая совокупность статусов и ролей, социальных норм и санкций, социальных организаций (предприятий, университетов, фирм, агентств и т.п.), которые опираются на персонал, аппарат управления и особые процедуры, или практики. Социальные институты — исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности, регулируемой нормами, традициями, обычаями и направленной на удовлетворение фундаментальных потребностей общества (табл. 1).
Таблица 1 Функции и структурные элементы основных институтов общества

Институты Функция Основные роли Физические характеристики Символы
Семейно-брачные Забота, выхаживание и воспитание детей Отец, мать, ребенок Дом, обстановка Кольца, обручение, контракт
Экономические Добывание пищи, одежды, жилья Работодатель, наемный работник, покупатель, продавец Фабрика, офис, магазин Деньги, торговля, марка, реклама
Политические Поддержание законов, правил и стандартов Законодатель, субъект права Общественные здания и места Флаг, гимн, кодекс, хартия
Религиозные Содействие религиозным отношениям и установкам, углубление веры Священник, прихожанин Собор, храм Алтарь, священная книга
Образование Социализация людей, приобщение к базисным ценностям и практикам Учитель, ученик Школа, колледж, учебник Диплом, степень

Ви переглядаєте статтю (реферат): «ОСНОВНЫЕ ИНСТИТУТЫ ОБЩЕСТВА» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: . СУТНІСТЬ ТА ЕКОНОМІЧНА ОСНОВА ГРОШОВОГО ОБОРОТУ
ТЕОРЕТИЧНІ ДЖЕРЕЛА ФІНАНСОВОЇ ДІЯЛЬНОСТІ ПІДПРИЄМСТВ
Свидетельства отвеса и маятника
Задача о двух яйцах
Подвоєння та подовження приголосних


Категорія: Фундаментальна соціологія | Додав: koljan (03.12.2012)
Переглядів: 2155 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП