Современная философия и социология рассматривают общество как совокупность различных частей и элементов, которые тесно связаны между собой, постоянно взаимодействуют, поэтому общество существует как целостный организм, превышающий по своей сложности и многообразию возникающих в нем связей обычный организм живого существа. Именно поэтому ученые обратились к более общим социолого-философским и системным категориям, в ряду которых появилось понятие сверхорганизма. Термин «сверхорганизм» ввел в начале XX в. бельгийский драматург и поэт Морис Метерлинк (1862—1949). В обыденном и научном языках термин «сверхорганизм» (superorganism) используется в самых разных значениях. К примеру, говорится о том, что общество представляет сверхорганизм высшего порядка, а толпа — сверхорганизм низшего порядка. Высшим сверхорганизмом нередко называют: Ф Вселенную, объединяющую мириады галактик и звездных систем; Ф Бога, сотворившего все сущее, в том числе человека; Ф Землю и существующее на ней все живое; Ф биосферу — космический живой сверхорганизм, порождающий другие формы земной жизни; Ф сверхразум (сверхличность), объединяющий души, память, сознание и интеллектуальный потенциал всех людей; Ф эгрегор — информационную, психоэнергетическую и мистическую субстанцию; Ф человеческое общество в целом, состоящее из людей как организм из клеток; Ф конкретно-исторический тип общества (примитивное, тоталитарное, неразвитое); Ф мировое общество, мировую систему, все человечество; Ф церковь, представляющую собой мистическое единство и духовную общность верующих. Еще древних мудрецов интересовал вопрос, что есть человеческий социум — сообщество из многих индивидов или единый сверхорганизм (тогда человеческие индивиды — лишь «клетки» той или иной специализированной «ткани» в «органах» этого «суперсущества»). В этом случае взаимоотношения между общественными структурами подобны взаимодействию органов живого организма. В социальных науках общество — это сверхорганизм, состоящий из организмов (сверхклеток — людей). В американской экологии конца XIX — начала XX в. растительная формация трактовалась как сверхорганизм, озеро у С. Форбса выступало как «микрокосм», а у А. Тинемана — как сверхорганизм. В теории систем и кибернетике сверхорганизм трактуется как метасистема (В. Турчин), способная совершать такие переходы, которые недоступны организмам. Для обозначения «общества» насекомых один из крупнейших мирмеко-логов У.М. Уилер также предложил использовать термин «сверхорганизм». 647 Философы и естествоиспытатели биосферу, состоящую из земных океанов, атмосферы, коры и всех живых существ, часто изображают как некий сверхорганизм, получившийся в ходе эволюции. Обобщая написанное в литературе поданному вопросу, можно выделить следующие черты биосоциального сверхорганизма, которые отличают его от других форм социальной организации, существующих в обществе: ♦ размытость границы; ♦ спонтанное перемещение или мобильность; ♦ главенство биологических законов над социокультурными; ♦ превосходство коллектива, а не индивида; ♦ подавление индивидуального инстинкта самосохранения; ♦ подчинение индивидуальной воли коллективной воле, коллективному сознанию или коллективному разуму; ♦ невозможность для особи существовать независимо от стаи или стада; ♦ существование в рамках ограниченной техно-био-экосистемы; ♦ наличие иерархии и соподчинения; ♦ одновременность и совместность действий; ♦ отсутствие индивидуальных отличий особей на уровне личностного начала; ♦ ограниченный репертуар социальных и биологических действий; ♦ руководство в поведении инстинктивной программой; ♦ наличие семей, колоний, стад и стай как основных форм социальной организации; ♦ наличие кастовой системы у социальных насекомых; ♦ жесткая зависимость от биоресурсов своей экологической нити; ♦ морфологическая специализация и разделение труда; ♦ несводимость целого к механической сумме частей; ♦ принцип исключения: или ты живешь в группе, или ты не живешь вообще; ♦ принцип погружения: жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. Общества, уподобленные сверхорганизмам, могут быть поделены на два класса — простые (примитивные) и сложные. Примитивные общества и тоталитарные режимы, основанные на однородности индивидов, единомыслии и принуждении, напоминают простейшие клеточные организмы. Главным действующим механизмом в них выступает принцип: сложное подчиняется простому, высшее — низшему, богатое — бедному. Сложные социальные системы — современные западные демократии или мировое сообщество, если к ним применить понятие сверхорганизма, представляют собой сложнейшие кибернетические системы, где царствует противоположный принцип: высшему подчиняется низшее, сложному — простое, богатому — бедное. В простых общественных сверхорганизмах утрачиваются неповторимость и индивидуальность личности, господствуют стандартное и коллективистское. В сложных сверхорганизмах доминируют разнообразие, уни-кальностьличности, плюрализм и поликультурность. Простейший сверхорганизм возникает при наличии взаимопроникновения и соединения отдельных частей в единое целое: у клеток — посредством биофизического 648
соединения, у животных — психофизиологического, у людей — духовного и социокультурного. Слившись воедино, сообщество людей уподобляется колонии одноклеточных организмов. Они разделяют общие цели, ценности, духовные идеалы и устремления, у них единые взгляды на жизнь и международную политику. Люди здесь — отдельные члены монолитного сообщества. В человеческой истории неоднократно встречались общественные формации и цивилизацион-ные типы, построенные на принципах экономической (общественная собственность), социальной (уравнительность, отсутствие классов), политической (идеологическая лояльность) и культурной (отсутствие суб- и контркультур) однородности, одинаковости общественных клеточек, слившихся благодаря своей одинаковости в единый сверхорганизм. В однородном обществе, как и в муравейнике, почти стираются различия между полами: мужчины и женщины одинаково трудятся на производстве, участвуют в решении государственных и общественных проблем (правда, дополнительно женщины ведут домашнее хозяйство). Они мало чем различаются в одежде, манере одеваться, языке, культурных предпочтениях и стиле жизни. Старое разделение труда с его антагонизмом классов исчезает, на смену ему приходит (свойственный некоторым видам муравьев) полиэтизм — предпочтение в выборе работы у рабочих. У Маркса в будущем коммунистическом обществе индивид мог выбирать любую понравившуюся ему профессию, сочетая при этом умственный и физический труд. У большинства муравьев и термитов на возрастной полиэтизм накладывается еще и полиэтизм кастовый. Но и в социалистическом сверхорганизме существует каста избранных — номенклатура. Воспитание и социализация особей — коллективная забота всего сверхорганизма. Они заключаются в наследовании традиций и усвоении стандартных моделей поведения. Например, тоталитарная машина Гитлера была приспособлена для разведения стопроцентных арийцев, уничтожения инакомыслящих и инородцев. В биологическом сверхорганизме, к примеру в улее или муравейнике, происходит обмен веществ, есть программа кооперации, механизмы размножения и системы жизнеобеспечения, совершенно недоступные отдельному муравью или пчеле (например, поддержание температуры, колеблющейся в очень небольших пределах около 34 °С). Существование каждой пчелы осмысленно в той мере, в которой оно подчинено целям улья; будучи изолированной, пчела гибнет. Такими сверхорганизмами некоторые политологи предлагают считать партии в социалистических государствах; они способны на действия, невозможные и немыслимые для отдельного человека, их жизнь осмысленна, лишь если они выполняют волю организма; оторванные от него они жить не могут (И.Р. Шафаревич). 649 Биологический сверхорганизм служит научной метафорой для описания человеческого общества, причем в разные периоды его истории, в разных частях света и в разных сферах общества. К примеру, государство можно вполне уподобить сверхорганизму, отличительная черта которого — принудительное подчинение частей целому независимо от того, как это будет происходить — неосознанно, на основе генетической программы (как у муравьев), или осознанно, через сложную систему общественных институтов. Налогообложение — это принудительное изъятие части доходов граждан на содержание «центральной нервной системы» человеческого сверхорганизма, т.е. госаппарата. Предоставление или непредоставление гражданства, лишение гражданства, политический сыск, уголовное право, армия, суды, полиция и т.д. — все эти институты принудительно консолидируют общество, принуждая отдельных граждан, нарушающих «генетическую программу» социального порядка, подчиняться общим правилам. В процессе эволюции гоминиды постепенно утрачивали ведущую функцию инстинктов, развивали разум, превращаясь в индивидов, а затем в личностей. Стадные и коллективистские побуждения, обычаи и ценности, характеризующие механическую солидарность в духе Э. Дюркгейма, утрачивали свою силу. На смену центростремительным тенденциям приходили центробежные. Война всех против всех Т. Гоббса характеризует естественное, т.е. догосударственное, состояние человеческого общества. Не важно, как именно возникло государство — в силу добровольной договоренности граждан или принудительного подчинения большинства вооруженному меньшинству, но его социальная роль от этого не меняется. Государство — тот самый сверхорганизм, который превращает механическую сумму элементов в органическое целое, способное повелевать, поступать, выживать как единое целое. Оно заменяет генетическую программу инстинктивного поведения у муравьев. Государство — искусственная надстройка. Ее пришлось ввести как цену за потерю гармоничности и единства.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ПОНЯТИЕ СВЕРХОРГАНИЗМА И ЕГО СВОЙСТВА» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»