В античности, когда человек представлял окружающий мир гораздо проще — гораздо меньшим по объему, обществом охватывались только такие житейские отношения, в которых греки или спартанцы видели общность, союз, содружество. Сегодня мы назвали бы такое общество скорее сообществом земляков или единомышленников. Для Аристотеля главным в обществе являлись братство и любовь. А поскольку они составляют основу семьи. то именно с семьи он начинал свое учение об обществе. Общество — прежде всего семья. Семейная любовь называлась социальной, и отношение жены к мужу было социальным. Семья называлась обществом потому, что возникала путем договора — заключения брачного союза. Поэтому брак — источник общества. Обществами греки называли также коммуны друзей, у которых все было общим. В переносном смысле понятие общества распространялось также на государственные отношения. В Греции государством называли город-полис. Первоначально он предназначался исключительно для военных целей, служил оплотом обороны и исходной точкой нападения. Его население представляло дружину, жившую сообща и сплоченно. Политическое развитие надо понимать как развитие городского быта, переход к мирным профессиям, торговле, частному предпринимательству. Уже в то далекое время сло- 606 жилось понимание политического как мирного способа решения проблем и неполитического как военного. Античное общество в целом и древнеримское в частности было весьма сложным и помимо сословно-классовой структуры включало различные
объединения и группы. Помимо общины (civitas), самой крупной ячейки у древних римлян, вся общественно-политическая, производственная, духовная, религиозная жизнь человека протекала в более мелких социальных группах — всемейно-родовой организации, в религиозных и профессиональных коллегиях (называвшихся collegium, collegium sodalicium, sodalitas, partes), а также в мелких кружках и компаниях друзей. Именно эти малые социальные группы образовывали непосредственно данную для античного общества реальность, внутри и, как правило, под контролем которых протекала деятельность и жизнь древнего римлянина, где совместно принимались решения и исполнялись планы и намерения1. В отличие от греков римляне придали понятию «социальное» исключительно юридическое значение, а обществами называли союзы, образованные ради достижения не столько нравственных целей, сколько имущественных. В римской теории частного и публичного права, которая лежит в основе современной европейской цивилистики, прослеживаются истоки учения о гражданском обществе. У римлян общество — не что иное, как договор, заключаемый неродственниками для достижения вполне конкретной имущественной цели. Древнеримское государство называлось гражданством (civilas), означавшим союз граждан, первоначально только копьеносцев, воинов, дружину, сообща стяжавших имущество — respublicum (буквально — публичную вещь), а затем деливших его или сообща владевших им. Римская с/vilas больше, нежели греческая polis, носила характер свободной сходки, вольницы, договорной ассоциации. Государственная община в Древнем Риме постепенно разрослась до союза племен, поэтому социальным стали называть также международное общение. Политическое понятие общества употреблялось не в прямом, а в переносном смысле, потому что оно лишь отчасти описывало живую практику взаимоотношений. Гораздо больше оно отражало моральный идеал римлян — полную гармонию всех со всеми, иначе говоря, дости- Ляпустин Б.С. Женщины и ремесленных мастерских Помпеи // Быт и история в античности. М., 1988. С. 69. 607 жение единой цели всеми гражданами, а не отдельной коммуной или кпораиией2. " °Р~ В античной Греции и Риме гражданами считались только свободные тели города, точнее города-государства. Таковым являлась самоуправляюп "" яся община, которая существовала тысячелетия, пока на смену ей не приц Ы~ более крупная общность людей — нация. Стех пор вместо городов-госудап •^ (city-state), существовавших в Европе вплоть до Нового времени (вспомни^ города-государства в Северной Италии XV-XVI вв.), появились государства*' нации (nation-state), или национальные государства. Человеческое общество постоянно изменяется. На заре истории возникло общество первобытных охотников и собирателей. Позже его сменило рабовладельческое, затем феодальное и, наконец, капиталистическое общество Раздоры, кровопролития, узурпация потрясали древний мир так же, как и современный. Это дало основание древнегреческому философу Гераклиту сказать: если у людей и есть нечто общее, то это — война. Действительность была далека от идеала. Огромное государство, построенное на тех же отношениях согласия, что и общество, являлось скорее целью, к которой надо стремиться, но которую, возможно, нельзя достичь. Проблема согласия государства и общества обострилась в тот период, когда Рим из мелкой общины превратился в мировую державу. Человеческое общество развивается от простого к сложному. В пределах одной и той же страны в разные периоды существовали различные типы общества. История России уходит в глубь веков. Россия — название страны и государства, а Киевская Русь, Московское государство. Российская империя, Советская Россия и современная Российская Федерация — наименования не только разных видов государства, существовавших в пределах одной страны, но и различных типов общества.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Античное общество» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»