Пассионарность — это выброс биохимической энергии отдельного индн вида, группы, класса или поколения в социальное пространство. Она может осознаваться либо не осознаваться (что происходит гораздо чаше) носителям), этого свойства как непреодолимое внутреннее стремление к деятельности направленной на осуществление какой-либо цели (часто иллюзорной). Д1я пассионария цель представляется иногда ценнее собственной жизни, а тем более жизни и счастья современников и соплеменников. Обладание пассио-нарностью чаше всего не зависит от личных стараний —она есть либо ее нет С ней надо родиться. Она подобна инстинктивным импульсам, действующим в самых разных направлениях. Поэтому пассионарность приобретает множество форм и модусов своего проявления. Модусы пассионарности разнообразны: тут и гордость, стимулирующая жажду власти и славы в веках; тщеславие, толкающее к демагогии и творчеству; алчность, порождающая скупцов и ученых, копящих знания вместо денег; ревность, влекущая за собою жестокость и охрану очага, а примененная к идее — создающая фанатиков и мучеников38. Пассионарное напряжение этноса определяется долей в его структуре пассионариев — сверхактивных особей, не довольствующихся обычной жизнью обывателей. Вектор биологической по своей природе пассионарности направлен вра з-рез самой биологии. На подавляющее большинство людей неумолимо действуют законы самосохранения и размножения (а стало быть, и воспитания потомства). Но пассионарии, увлекшись научными открытиями, преобразованием общества или путешествием к далеким землям, забывают о своих супружеских обязанностях, домашнем очаге и воспитании детей. Их не интересует каждодневная работа с 9 до 18 часов, хождение в магазин за продуктами, карточные игры во дворе, заседания на ученых советах или коротание вечера у телевизора. Страсть, чрезмерно развитая у них (а это и есть пассионарность), заставляет их жертвовать уютом, потомством, земными благами ради какой-то иллюзорной цели, великой мечты либо под давлением внутренних импульсов — честолюбия, тщеславия, гордости, алчности, ревности и прочих страстей. Человек подчиняется инстинктам самосохранения и продолжения рода. но не пассионарий. У них все происходит по-другому. Пассионарность — мера страсти, выталкивающая человека за рамки общепринятых норм, а часто и влекущая его еще дальше — за горизонт жизни. Она не считается с инстинктом самосохранения, это воля к смерти. Вопреки жизнеутверждающим инстинктам, которые характерны для большинства людей, у пассионариев преобладают другие инстинкты, а возможно, и антиинстинкты — жертвенности. Японские камикадзе, исламские шахиды, христианские циркумцели-оны, готовые принять мученическую смерть ради прославления веры или освобождения нации, — яркие образцы пассионариев. Получается, что страсть и инстинкт несовместимы. У героев преобладает первая, у обывателей — второй. Пассионарием человек становится в том случае, когда его страсть сильнее его инстинктов. Ради нее он готов рискнуть и даже пожертвовать жизнью, причем не только своей, но и своих детей. 38 Anomalous Materials projec. — http://am-project.narod.ru/world/00000090.html. 560 Субпассионарии — это обыватели, а не герои, и страсть у них слабее инстинктов. Они пассивны, податливы, слабовольны. Над такими издеваются, их покоряют, берут в рабство, к чему-то принуждают. В нормальном обществе посредине пассионарного континуума располагается его золотое большинство — люди уравновешенные и гармоничные. Они рассудительны, дисциплинированы, порядочны, не любят рисковать и командовать, осуждают безумцев, чудаков и революционеров. У гармоничного человека сила пассионарности примерно соответствует силе инстинктов. В своем Толковом словаре Гумилев пишет про них: «Гармоничные особи (гармоничники) — особи, пассионарный импульс которых равен по величине импульсу инстинкта самосохранения»39. Гумилев включал в число гармоничных людей также пассионариев с низкой степенью пассионарности, выражающейся в стремлении к успеху и благоустройству без риска для жизни. Это очень работоспособные, дисциплинированные люди, умеющие ставить цели и добиваться успеха. В постиндустриальном обществе им соответствует средний класс, в переходном российском обществе — новые русские, или яппи. Они признают законы человеческого общежития и не рискуют жизнью без нужды, но при необходимости отважно сражаются. Как правило, они хорошо зарабатывают, имеют два высших образования, дом за городом и т.п. В результате у Гумилева выстраивается иерархия биосоциальных типажей — от пассионариев до субпассионариев (рис. 36), и каждый со своим неповторимым букетом черт.
Рис. 36. Вектор воздействия культурного фактора Гумилев ЛИ. Толковый словарь понятий и терминов. С. 85. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1990. С. 282. 561 «Гармоничники» составляют подавляющее большинство членов этноса, хотя у них средний уровень биохимической энергии. Они «интеллектуально полноценны, работоспособны, уживчивы, но не сверхактивны. Более того, безудержное сгорание другого человека, немыслимое без пассионарного принесения себя в жертву, таким людям чуждо и антипатично. Люди этого склада — крайне важный элемент в теле этноса. Они воспроизводят его, умеряют вспышки пассионарности, умножают материальные ценности по уже созданным образцам. Они вполне могут обходиться без пассионариев до тех пор, пока не появится внешний враг»40. Таким образом, в структуре этноса гармоничники играют исключитель но важную роль стабилизирующего фактора, поддерживающего этническую традицию. Они могут проявлять активность, иногда весьма значитель ную, но не по собственной инициативе, а только находясь под влиянием пассионариев, т.е. получая пассионарность через механизм пассионарной индукции41.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ИНСТИНКТЫ И АНТИИНСТИНКТЫ» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»