ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Соціологія » Фундаментальна соціологія

ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ
Наличие у каждого класса своеобразия и неповторимости делает его предметом изучения самостоятельной науки или группы наук. Поскольку явления каждого класса обладают еще и общими свойствами, они служат объектом изучения и общей науки, исследующей данный класс явлений. «Поскольку же, далее, внутри каждого класса выделяются свои подклассы и каждый из них может при этом изучаться с различной точки зрения, постольку каждый класс служит объектом изучения специальных наук. В соответствии с этим мы имеем группы наук математических, физико-химических, биологических, психологических и социальных», — считает Кондратьев13. Так возникает разветвленное дерево научного знания.
В рамках единого обществознания, представляющего собой курс социальных наук, существуют специальные предметные области (социология, экономика, психология и т.п.); каждой из них присуща своя специальная методология, призванная решать конкретные вопросы теории познания, на которые нельзя ответить, пользуясь средствами соседней методологии.
Каждая наука представляет собой известную совокупность понятий и теорий, относящихся к этим понятиям. Однако совокупность таких понятий и теорий образует науку лишь при условии, если она отвечает определенным требованиям логики и научной методологии. Прежде всего эта совокупность понятий и теорий должна представлять собой не механическую сумму, а внутренне связанное целое, определенное логическое единство. Такое единство предполагает, что между всеми понятиями, которыми оперирует данная наука при изучении своего объекта, а следовательно, и между теориями, относящимися к этим понятиям, существует то или иное родство по их природе и логическое соотношение по их познавательным функциям, например соотношение субординации, координации, принадлежности к определенному ряду, подчиненному известному общему закону образования, и т.д. Далее, необходимо, чтобы система понятий и теорий данной науки представляла логическое единство как таковое, но чтобы они находились в определенной координации с понятиями и теориями других наук, в особенности наук сопредельных. Это требование вытекает из положс-
Кондратьев Н.Д. Указ. соч. С. 9.
509
ния, что не только отдельная наука должна представлять собой един ство, но что принципу единства подчиняется и вся совокупность на\к в целом. С теоретико-познавательной и логической точки зрения пре , ставляется недопустимым положение, когда утверждения одной науки находятся в прямом и определенном противоречии с утверждениями других наук. Внутреннее единство и непротиворечивость не только данной науки, но и всей системы научных знаний является одним из основных критериев истинности знания как в пределах этой науки, так и всей совокупности их. Вот почему каждая наука при построении своих понятий должна учитывать понятия и теории тех наук, к которым она примыкает, и в особенности тех, от которых она зависит14.
Специальные науки и методологии были бы несводимы к единому знаменателю и могли разбежаться в разные стороны, если бы не сдерживающие их общие принципы теории познания, которые призвана анализировать философия.
Кондратьев убежден: «Объект каждой науки или, во всяком случае, известной группы родственных наук всегда обладает рядом особенностей. И наличие именно этих особенностей, во-первых, создает более или менее специфические вопросы применения общих принципов и правил научного метода, во-вторых, выдвигает ряд новых вопросов, специфических для данной отрасли знания и не обсуждаемых общей методологией. Наличие этих ДВУХ групп вопросов, не освещаемых общим учением о методе, создает основание для существования специальных учений о методологии различных наук или групп родственных наук»15.
Все науки, изучающие сходный ряд явлений, например социальных, должны быть в деталях различающимися, а в сущности едиными. Единство придает им следование общим принципам методологии социального познания. Как только общими принципами методологии начинают пренебрегать, в специальных науках, скажем в социологии или экономике, наступает хаос. В начале XX в. А. Пуанкаре, имея в виду социологов, говорил, что они, обремененные фактами, считают нужным прежде всего «озаботиться изобретением метода; этих методов придумали много, ибо ни один из них не напрашивается сам собой. Каждый тезис в социологии предлагает новый метод, который, впрочем, каждый новый ученый опасается применять, так что социология есть наука, наиболее богатая методами и наиболее бедная результатами»16. Пуанкаре, подразумевая социологию, несомненно, сгущает краски, пишет Кондратьев, поскольку заявления самих, и притом выдающихся, социологов говорят, наоборот, об их пренебрежении к вопросам методологии17.
Исходным принципом классификации наук служит у Кондратьева предметный. В соответствии с ним в составе всего научного знания выделяется группа социальных наук, изучающих общество и общественные явления, а в составе социальных наук — группа экономических наук, изучающих хозяйство и экономические явления18. На следующем этапе необходимо подвергнуть расчленению и экономические науки. Поскольку они изучают
14 Кондратьев Н.Д. Указ. соч. С. 118-119.
15 Там же. С. 143.
16 Там же. С. 144.
17 Там же. С. 145.
18 Там же. С. 147.
510
один и тот же объект, а именно социальное хозяйство, их нельзя классифицировать по предметному принципу. В действие вступает второй принцип классификации наук — в зависимости от метода, благодаря которому удается расчленить на отдельные группы все науки, объединенные общим предметом. Правда, в науке не сложилось единого понимания того, что есть метод. Он может означать общую точку зрения на конкретный объект, принцип образования понятий, правила построения теорий и многое другое. Поэтому классификация наук по методу означает классификацию их по ряду критериев. Их использование позволяет представить группу однородных наук как единую систему, где каждая наука выполняет собственные задачи и функции.

Рис. 25. «Социология есть наука, наиболее богатая методами и наиболее бедная результатами» (А. Пуанкаре)
Таким образом, каждая групп наук обладает собственными методами исследования, образует специфические понятия, строит свои классификации, открывает присущие только ей закономерности. Отсюда следует, что, изучая явления, не сводимые к явлениям других классов, каждая наука приобретает статус методологической неприкосновенности: она имеет бесспорное право на самостоятельное существование, так как ее понятия и установленные ею законы не могут быть выражены понятиями и законами другой науки.
Дальше у Кондратьева следует методологическая оговорка, оставшаяся у него самого исторически не иллюстрированной, но весьма полезная для прояснения статуса социологии. Автор пишет: «Нужно заметить, однако, что даже и сведение явлений данного класса (скажем, класса А) к свойствам явлений другого или других классов явлений (скажем, В, С,...), не лишило бы специальные науки, посвященные классу А, всякого смысла и не доказало бы полной ошибочности выводов и законов этих наук. Оно открывало бы лишь возможность двоякого способа изображения и интеграции свойств и закономерностей явлений класса А: во-первых, в терминах специальных наук, посвященных этому классу, во-вторых, в терминах наук, посвященных классам В, С,...»'4.
Кондратьев Н.Д. Указ соч. С. 10.
511
Обществознание представляет собой совокупность социальных наук (с циология, экономика, психология и т.п.), каждая из которых изучает сво ~ предметную область и владеет непохожей на других методологией Познани Кондратьев полагает, что явления мира, которые изучаются науками, нахт дятся между собой в зависимости. Единство знания лишь отражает петое ность и единство объективного мира. Эта взаимозависимость свидетельства о единстве и целостности мира. Внутреннее единство мира служит конечны\ основанием для внутреннего единства научного знания о мире. «Потно» осознание этого положения методологически приводит к принципу единствт знания, т.е. к требованию внутреннего соответствия и непротиворечивости всех наук»20.
Кондратьев настойчиво подчеркивает, что социальный мир обладает общими и специфическими признаками. Отсюда следует, что социология, изучающая социальные явления, относится к разряду как общих, так и специальных наук. Во всяком случае, такой вывод был бы вполне естественным с точки зрения парадигмы знания, сформировавшейся в отечественной социологии в конце XX и начале XXI в. Сегодня принято говорить о двойственном статусе социологии -- как общей, так и специальной социальной науке. Того же мнения придерживался и Кондратьев21: «К настоящему времени в общественных науках, vi прежде всего в наиболее общей из них — общей теории социальных явлений, или в социологии...»22. Таким образом, социология у него как бы возвышается над общественными науками благодаря тому, что является самой общей среди них, генерализирующей конкретные знания в некую обобщенную теорию социальных явлений. В подобной схеме экономика, которая была его сердцу гораздо ближе социологии, должна занять подчиненное место, хотя сам Кондратьев в этом не признается.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Офісні та відомчі АТС
Аудит загальновиробничих витрат
Критерії класифікації кредитних операцій
ЕРГОНОМІЧНІ ВИМОГИ ДО ТОВАРУ
ПРИЗНАЧЕННЯ, СТАТУС ТА ОСНОВИ ОРГАНІЗАЦІЇ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКУ


Категорія: Фундаментальна соціологія | Додав: koljan (03.12.2012)
Переглядів: 599 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП