В корпорацию людей сплачивает общее отношение к земле, исторически первоначально неотделимое от сознания или мнения кровных родственников. Ярким примером корпорации выступает деревенская община (Dorfgemeine). Ее сущность заключается в практикуемом сообща искусном возделывании земли и владении маркой. Источниками возникновения корпорации могут быть: 1) естественные отношения людей, если они стали социальными, возникают на основе родовой общины, родового союза или клана; характеризуются тем, что из простого чувства сплоченности вырастает постоянное чувство Я; 2) земля и совместное проживание — это узы, связывающие людей наряду с узами происхождения, однако последние со временем ослабевают; 3) более тесная совместная жизнь (город). Корпорацию, например предприятие или университет, можно считать социальной организацией25, толкуя ее как форму упорядоченной деятельности людей, протекающую по четким законам (по Теннису на основе «избирательной» воли). Искусственной организация называется потому, что она создана кем-то ради выполнения легитимной цели, например производства товаров или оказания платных услуг, при помощи институциализированных механизмов подчинения. Корпорация — это собирательный образ самых разных типов социальной организации. Сюда Теннис включает деревенскую и родовую общину, политическую и христианскую общину, античный полис, средневековые городские коммуны, университеты и промышленные гиганты. Все они — репрезентативные типы социальной организации. Социальная организация — способ совместной деятельности людей, при котором она принимает форму жестко упорядоченного, регулируемого, скоординированного и направленного на достижение конкретных целей взаимодействия; объединение людей, стремящихся к реализации определенных целей путем упорядоченности. Социальная организация напоминает общество, разница лишь в масштабе. Корпорация Тенниса тоже является уменьшенной моделью общества и вырастает до государства как искусственной надстройки общества". Эти корпорации и общины уходят своими корнями в ту изначальную сплоченность, которая в изложенном здесь понимании и есть общность. Несмотря на то что первоначальная совместная сущность, выражающаяся в совместном проживании и взаимодействии, модифицируется, она все же сохраняется и может обновляться в духовных формах взаимодействия, а в дальнейшем и в совместной жизни вообще, в особенности политической, так что народ, тем более если он сплотился в государственный союз или только стремится к нему и если он чувствует себя связанным общим языком, хочет как народная общность представлять собой единство, которое может возрастать в национальном сознании и национальной гордости, но при этом легко теряет свою первоначальную подлинность2'1. Термин «социальная организация» самим Теннисом не употребляется в современном его понимании. Но это вовсе не означает, что мы не в праве прибегнуть к нему, когда возникает необходимость пояснить весьма сложный язык автора «Общности и общества». Теннис Ф. Общность и общество. С. 226.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Корпорация» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»