ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Соціологія » Фундаментальна соціологія

Дружба
Теннис полагал, что принцип «общности» достигает своего высшего воплощения именно в дружбе19. Видимо, поэтому Тенниса называют первым социологом дружбы. Дружба, по Теннису, — наилучший претендент на то, чтобы ярко и полновесно представить всем, что такое общность как идеальный тип. В ней есть все необходимые качества, отражающие сущность социальной ассоциации — без перегибов и отклонений. Дружба выходит за пределы общности постольку, поскольку в ней присутствует момент «избирательного родства», предполагающий свободу выбора, тогда как общность — социальное объединение, естественное, спонтанное, предшествующее индивиду20.
Дружба выражает квинтэссенцию, самую сущность отношений общности. Но здесь суждения Тенниса довольно размыты. Вначале он делится своими наблюдениями над повседневной реальностью, приводя многочисленные примеры в пользу того, что знакомость, симпатия и доверие — это разные уровни проявления по степени нарастания общностных отношений. Затем у него проскальзывает фраза, что максимальной силы они набирают в отношениях любви, потом он возвращается к дружбе, отдавая пальму первенства вроде бы именно ей. Откуда-то со стороны выскальзывает у Тенниса совершенно новый, никак не связанный с прежней шкалой критерий классификации социальных отношений — связанность (привязанность одного человека к другому, зависимость одного от другого). О каждом типе отношений он не забывает упомянуть, что он представляет собой континуум переходных форм и видов.
На наш взгляд, суть Gemeinschaft выражают не отношения любви (неважно, женщины к мужчине или матери к ребенку), поскольку они основаны на
природном инстинкте, не отношения товарищества, которые могут содержать оттенок меркантильной заинтересованности, не отношения добросо седства, родства, симпатии и т.п., а именно феномен дружбы. Дружба играет исключительно важную роль в становлении человеческой личности. Древние греки верили, что человек бессмертен до тех пор, пока его помнят друзья. У дагомейцев каждый мужчина обязан иметь трех друзей, которые называются «братьями по ножу» и располагаются по степени близости; их дружба считается священной и нерасторжимой. Каждый мужчина племени квома (Новая Гвинея) также должен был иметь трех друзей, ко-
18 Цит. по: Филиппов А.Ф. Указ. соч. С. 320.
19 Кон И.С. Дружба: Этико-психологический очерк. М., 1980.
20 Дюверже М. Указ. соч. С. 176.
458
торые не могли быть кровными родственниками, но с которыми, будучи подростком, он «породнен» актом инициации; отношения дружбы строятся на взаимной поддержке во всем: по просьбе друга человек может даже украсть фетиши собственного рода; он называет отца своего друга своим отцом. У индейцев команчей друг-побратим значительно ближе родного брата; в случае нужды сначала обращаются к другу и только потом к родственникам21.
В европейской цивилизации также принято, чтобы юноша связал себя крепкими пожизненными узами дружбы с другими молодыми людьми. Представители одного пола дружат в детском саду, в школе, в университете, в зрелом возрасте и глубокой старости. И каждый раз это разная дружба. Ее эмоциональное и духовное содержание меняется от наивно романтического до зрелого и иронического тонов.
Известно, что в семье ребенок получает необходимые ему социальную защиту и эмоциональную привязанность. Однако, взрослея, он стремится выйти за рамки первичной общности, приобрести большую, чем была
в семье, свободу действий, но без утраты защиты и принадлежности. Эту функцию выполняет группа сверст ников — общность индивидов одинакового возраста. Любящие нас люди и друзья, принимающие нас вместе с нашими причудами, противоречиями и прочими «прибамбасами», подтверждают наше право быть уникальными. Таким образом, друг и любящий подчеркивают самое важное качество и претензию человека — быть уникальной личностью.
В городской толпе мы на какое-то время оказываемся физически близкими к огромному числу людей, с которыми, однако, не чувствуем почти никакой духовной связи. Оказывается, в плотном пространстве города физическая близость существует одновременно с духовной отдаленностью.
Потребность в любви и понимании ближних тем больше, чем больше численность людей на Земле, т.е. чем больше посторонних и незнакомых, равнодушных, прохожих, не замечающих тебя людей. Мир наполнен безличными людьми, и чем больше безличных отношений наполняет жизнь человека, тем больше его потребность в личных, доверительных отношениях, отношениях, построенных на любви и понимании.
Однако не у всех народов и не во все эпохи дружбе придается столь важное значение. Русские стараются окружить себя верными друзьями, а американцы живут иначе. Примерно один раз в две-три недели американец устраивает «парти» — вечеринку для знакомых или сам идет на такую «парти». Именно знакомых, а не друзей, ибо понятия «друг» в русском смысле в США не существует. Это отметил в своем бестселлере «Русские» Хедрик Смит, проведший много лет в России, посвятивший феномену дружбы специальную главу. Он указал, что английскому friend соответствует русское «знакомый», а слову «друг» нет эквивалента в современной Америке. Если американцу надо излить перед кем-то душу, поделиться сокровенными мыслями или тревогами, он платит деньги психоаналитику.
Общностные отношения, основанные на доверии, знакомости, симпатии и дружбе, в современную эпоху уступают место совсем другим общественной И. С. Указ. соч.
459
ным отношениям, основа которых — рациональный обмен, т.е. обмен находящимися в частном владении вещами. Подобные отношения имеют вещ. ную природу и лишь отчасти строятся на общностных отношениях. Разди„ чия между ними в том, что общественные отношения могут существовать даже между врагами, если индивиды готовы сознательно участвовать в них Сущность общественных отношений заключается в осознании полезности и ценности для участников этих отношений, следовательно, они имеют рациональную структуру.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Дружба» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: . Аудит калькуляції собівартості продукції рослинництва
ЗАКОН ГРОШОВОГО ОБІГУ
Договір на проведення аудиторської перевірки
Стандарти пейджингового зв’язку
ВИКОНАННЯ БУДІВЕЛЬНО-МОНТАЖНИХ РОБІТ


Категорія: Фундаментальна соціологія | Додав: koljan (03.12.2012)
Переглядів: 635 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП