То, что на современном языке называют мотивацией, Теннис именует волей. Человеческая воля — начало энергетическое, движущее, побуждающее. Человеческое воление Теннис определял как способность хотеть (wollen) или мочь (кдппеп). Воля лежит у истоков воспитания и нравственной сферы личности. Многие чувства можно и нужно воспитывать, например чувство порядочности, долга, уважения к старшим. Тренируют и воспитывают также силу воли. Сила воли — способность делать то, что тебе неприятно или в чем нет биологической потребности, преодолевать препятствия. В основе труда, как и в
основе воспитания, лежит сила воли. Сила воли — концентрированное выражение мотивации к достижению. Воля — стержень личности и основа воспитания. На воле, как на своеобразном жестком каркасе, крепится чуть ли не весь мир чувств. Из аморфного образования благодаря волевому началу они превращаются в стройное целое.
Теннис предложил различать два типа воли, по поводу перевода которых у специалистов нет единого мнения. Первый тип воли Wesenwille переводят как инстинктивную, сущностную, естественную, органическую. В англоязычной литературе она передается сочетанием essential will, которое можно трактовать как сущностную, субстанциональную, главную. Второй тип воли Kurwille переводится как инструментальная. рациональная, избирательная, целеориен-тированная и др. На английском языке чаще всего ей находят эквивалент в выражении arbitrary will, которое можно понимать как избирательную, случайную, произвольную (либо своевольную), непостоянную, деспотичную, наконец, автократичную. Трудно выбрать наиболее верное значение из такого множества терминов. отражающих разные оттенки двух типов воли. Ясно, что речь идет о противоположных явлениях, которые лежат в основе таких же противоположных по своему содержанию и форме типов социальной общности — Gemeinsclmp и Gesellschaft. Связка «главная и случайная воля» привлекает как раз тем, что 456 четко показывает контрарность двух типов воли и двух типов общественных связей. Но она никоим образом не раскрывает их содержание, лучше передаваемое такими характеристиками, как инстинктивная и целеориентирован-ная, органическая и деспотическая, которые хорошо описывают тип общества, формирующийся под воздействием государства, политического режима и социальных институтов. В зависимости от контекста мы будем использовать разные определения двух типов воления Тенниса. Естественная воля (Wesenwille) является выражением инстинктивных потребностей, привычек, убеждений или склонностей. Она же «сущностная воля», «психический эквивалент тела». В тесной связи с естественной волей рассматриваются все эмоциональные, аффективные, полуинстинктивные влечения, реализующиеся в наших действиях и поступках. Вообще-то правильнее было именовать ее не сущностной, а субстратной или субстанциональной волей за ее природно-инстинктивный характер. Слово «сущность» придает ей философскую глубину и рефлексивность, которых у естественной воли нет. В социологии ей можно сопоставить прирожденный (предписанный) статус, который наличествует у человека в силу происхождения, но не личных усилий и стремления продвинуться. Однако Теннис делает одно важное уточнение, которое не позволяет нам переименовать характеристику сущностной воли. Дело в том, что она опирается на культурное наследие рода, семьи или общины, впитывает традиции и обычаи, накопленные многими поколениями людей. Именно этот культурный капитал целой общности, который лишь озвучивает или применяет отдельный индивид, и позволяет данный тип воли именовать сущностной. Рациональная, или избирательная, воля (Kurwille) предполагает инструментальную рациональность при отборе средств достижения целей. Если естественная воля является органичной и реальной, то рациональная концептуальна и искусственна. Два типа воли выступают «образующим» началом, формируя два разных типа социальности — общину и общество. При этом общинная жизнь является выражением естественной воли, а жизнь общества — это продукт рациональной воли. Сущностная воля есть Gemenschaft, где главным и выступают взаимные чувства, а избирательная воля есть Gesellschaft и строится на основе разумного расчета. В своих простейших формах сущностная воля есть лишь непосредственное, страстное и одновременно наивное воление. Для избирательной воли, наоборот, характерны сознание, делячество в противоположность творчеству, руководящая роль мышления, точнее сказать, рассудка. Сущностная воля опирается на коллективную волю рода и потому она разумна. Напротив, от дельный индивид, отринувший коллективное наследие и пытающийся опереться лишь на собственное мышление, скудные знания и расчет, проявляет рассудочную волю. Она избирательна в том отношении, что произвольна, случайна и может рассчитывать лишь на возможности индивида, а не рода, а также в том отношении, что индивид, не способный опереться на всю полноту коллективного опыта, выбирает из него подходящие или понравившиеся фрагменты, строя на зыбкой основе собственные мышление, во- 457 ление и действия. «Субстанция народа, — пишет Теннис, — как изначальная и господствующая сила создает дома, селения, города страны. Затем в многообразных проявлениях она порождает также и сильных своевольных индивидов — в образе князей, феодальных сеньоров, рыцарей, а также духовников, художников, ученых»18. Опираясь на плечи гиганта, выдающиеся личности тем не менее часто не придерживаются коллективных традиций ищут собственных путей. Это и есть избирательная историческая воля.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Типы воления» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»