ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Соціологія » Фундаментальна соціологія

ТРАЙБАЛИЗМ КАК ПЕРЕЖИТОЧНОЕ ИСТОРИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ
Трайбализм, трибализм, трайбализация (Tribalism) характеризуют воспроизводство в современных условиях примитивной формы социальных отношений, присущих родоплеменному строю. В 1990-е гг. некоторые черты трайбализма — попытки возродить отдельные атрибуты родоплеменного устройства — наблюдались в Башкортостане.
В зарубежной и отечественной социологической литературе данное понятие, как это ни удивительно, наполняется совершенно разным смыслом. В одном случае его трактуют как дробление крупномасштабного общества с его анонимностью и отчуждением на небольшие сообщества-племена, куда современные горожане устремляются в поисках потерянной идентичности и близости отношений. Отчасти трайбализм совпадает с другим явлением — распадением господствующей культуры на множество субкультур и субгрупп: этнических, профессиональных, расовых, религиозных. Поэтому его трактуют еще и как приверженность локальным, чаще всего этническим ценностям в противовес общечеловеческим.
ТРАЙБАЛИЗМ (англ. tribalism от лат. tribus — племя) — культурно-бытовая, культовая и общественно-политическая племенная обособленность, которая встречается в тех странах, где сосуществуют племенной строй и европейские политические институты — армия, чиновничество, одна или несколько партий, парламент и др.
Было время, когда США именовали плавильным котлом: иностранцы, мигрировавшие сюда в XIX и в первой половине XX в., растворялись в единой общности, приобретая новое, наднациональное качество. Позже плавильный котел переименовали в тарелку с салатом, означавшую, что иммигранты уже не растворяются без остатка в новой исторической общности — американском народе, но сохраняют культурную самобытность, образуя замкнутые диаспоры, которые к тому же требуют административно-правовой автономии12.
Новому поколению не нравятся обе модели: первая делает людей одинаковыми, а вторая — враждебными друг другу. Его представители заявляют, что проблема современной Америки иная: как сделать людей непохожими, но не враждебными друг другу, как сохранить сходство, не потеряв индиви-дуальных разл ичий. Новая модель общества напоминает скорее некий фрукт, например яблоко или киви, в котором твердые семечки, олицетворяющие культурную самобытность многочисленных этносов в США, окружены мяг-
Tribalism in the U.S. — www.cornerstone.edu/Offices.nsf/.
209
кой и нежной мякотью — обществом, которое настолько демократично и гибко, что позволяет жить в гармонии самым разным индивидам и группам.
Другое значение, которое придается термину «трайбализм» за рубежом, носит скорее политический оттенок. Трайбализм помимо культурной самоидентификации предполагает так называемый парад суверенитетов и понимается как одно из проявлений межплеменной вражды.
Через эту стадию прошли, в частности, СССР и Югославия, где крупные этнические области потребовали политической независимости и преобразовались в самостоятельные государства. Отстаивание или настаивание на первенстве религиозных, этнических или расовых интересов вопреки общим интересам страны и общества также называется трайбализмом. Он ведет не просто к сегментации общества, как в случае с культурным трайбализмом, а к фрагментации государства, выделению автономных частей и его возможному распаду. Такой трайбализм рассматривается в США как потенциаль-ная угроза национальной безопасности.
В теории государства и права трайбализм обозначает племенную разобщенность в странах тропической Африки, Океании и некоторых других регионов мира. Практика трайбализма заключается в покровительстве единоплеменникам в государственном аппарате, предоставлении привилегий выходцам из одной этнической группы при подборе и расстановке кадров в органах власти и, соответственно, дискриминации представителей иных этнических групп. В конце 1970-х — начале 1980-х гг. почти все первые руководители республиканских партийных, советских, профсоюзных, комсомольских органов Киргизии были представителями одного племени, уроженцами трех разных областей. В те годы растратившие огромные суммы государственных средств торговые работники, потерявшие сотни голов скота из колхозно-совхозных стад животноводы возмещали растрату за счет родственников в верхах и не несли уголовного наказания. В ходе недавних президентских выборов в Кыргызстане члены всех политических партий юга республики, казалось бы, с диаметрально противоположными взглядами на время отбросили политические и идеологические противоречия, почти единогласно (как в прежние времена) проголосовали за лидера коммунистов земляка-сородича А. Масалиева13. Трайбализм фактически сводит на нет принцип равноправия граждан и провоцирует гражданские войны (например, в Руанде, Сомали, Либерии). Недавние кровавые столкновения на религиозной почве в Нигерии, Занзибаре, Кот-д' Ивуаре, Кении и в некоторых других странах Черного континента усугубляются трайбализмом и племенной рознью — «застарелой и общей болезнью» этого континента14.
Трайбализм — одна из острых проблем внутриполитического развития большинства африканских стран. Дело в том, что огромная часть населения
11 Джунушсииев Д., Плоских В. Трайбализм и проблемы развития Кыргызстана. — http://www.ca-c.org/
journal/cac09_2000/17.Dzhunu.shtml. 14 Тарутин И. Религиозные конфликты раздирают Африку// Независимая газета. 2001. 23 февр.
210
и по сей день живет в условиях, когда в той или иной степени продолжают существовать племенная организация общества и племенная структура населения. По некоторым оценкам, в Тропической Африке проживают свыше 3 тыс. различных племен, каждое из которых говорит на своем языке. Не учитывать племенные отношения в экономической, социальной и политической сфере общества невозможно. Формирование политических партий в Тропической Африке чаше всего происходит на племенной основе, ибо они отражают интересы в первую очередь племенной верхушки. На родственной основе создаются мелкие компании и семейный бизнес, возникают мастерские, лавочки, транспортные фирмы и даже небольшие банки. Впрочем, крупные промышленные компании и финансовые холдинги уже выходят за границы родственнических отношений. В такой обстановке политическая жизнь часто сводится к столкновениям на почве межплеменной розни. Не случайно в ряде стран, например в Кении, при формировании правительства всегда учитывается необходимость сохранения «племенного равновесия» между его министрами.
Трайбализм, неразрывно связанный с политической и экономической замкнутостью и местническими интересами, объективно тормозит образование общетерриториальных партий. Многие африканские политики считают, что многопартийная система в условиях континента способствует сохранению племенного дробления и что именно борьба против трайбализма требует введения однопартийности правления. Но что такое однопартийность, мы хорошо знаем. Как правило, это путь к диктатуре. Именно Африка в XX в. дала миру наибольшее количество марионеточных режимов, кровавых диктаторов, военных хунт, бесчисленных королей, шейхов, эмиров.

Трайбализм следует, видимо, осуждать, когда это явление направлено на раскол общества и служит идеологической базой сепаратизма. Однако нельзя не отметить и другую сторону трайбализма. В ЮАР и Родезии правительство применяло его для осуждения национально-освободительного движения. Воспользовавшись тем, что в общественном сознании трайбализм имеет негативный оттенок, правительство заклеймило Национальный фронт освобождения Зимбабве (ZAPU), официально причислив его к оппозиционным силам, с которыми надо бороться. Подлили масла в огонь и журналисты, написавшие, что в него входят люди с примитивным племенным сознанием, далекие или чуждые цивилизованным ценностям15.
Таким образом, трайбализм можно представить как идеологию родопле-менного обособления (сепаратизма), стремления законсервировать отжившие черты первобытно-родового строя (обычаи, первобытные верования, племенные языки, структуру племенного самоуправления и др.). Но важно помнить, что этим термином как идеологическим ярлыком можно поворачивать в разные стороны, осуждая и правого, и виноватого.
Лидеры некоторых африканских стран, стремящиеся к объединению разноплеменного народа в единую нацию, которую только при таком единстве
15 Wiley D. Op. cit.
211
можно вывести на путь модернизации и процветания, осуждают трайбализм. Для них это не только исторический пережиток, мешающий прогрессу, но и идеология местных князьков, которые борются с центральной властью вон-се не ради благополучия своего племени, а ради корыстных политических интересов. В постколониапьной Африке формирование в каждом государстве национального единства и общенационального сознания, вызревание чувства принадлежности к единому государству происходит в острой борьбе с сохраняющимися племенными структурами и племенным сознанием, чувством принадлежности в первую очередь к определенному племени, не признающему те или иные государственные границы16.
Когда-то, на заре человеческой цивилизации, трайбализм воплощал несомненно позитивный механизм коллективного выживания и адаптации малого общества к меняющимся и рискоопасным внешним условиям. Однако позже он стал наследником совершенно чуждой современному обществу психологии — неприятия чужих по духу и крови. Социологи называют ее также менталитетом ин- и аутгруппы (от англ. in-group/out-group). Многовековая практика жизни под постоянной угрозой нападения «чужих», забота о безотлагательной защите «своих» любыми средствами закрепили у многих народов принцип «Всегда прав сородич» и «Сначала защити своего, а потом разбирайся, кто прав».
Действительно, по многим признакам племя представляет особый тип общности людей — так называемой закрытой группы, куда доступ чужакам либо существенно ограничен, либо вовсе запрещен. Своими здесь могут быть только одноплеменники — братья по крови в прямом смысле. В соответствии с принципами трайбализма человек мог найти защиту только у своего рода. Эти принципы не только допускали, но и обязывали всех членов рода мстить за преступление, совершенное против любого его представителя. За проступок каждого члена рода также отвечал весь род.
Естественно, что племенной строй — серьезное препятствие к мирному сосуществованию сообществ, к смешению рас и культур, политическому плюрализму. Племена, как и касты, основаны на эндогамии (заключение браков исключительно между членами своей группы). Племена очень редко встречаются, а тем более заключают между собой браки. В горной местности Новой Гвинеи, занимающей небольшую площадь, тысячелетиями обитают племена, которые, будучи отделены друг от друга непроходимыми препятствиями, ни разу не встречались и ничего не знали о существовании друг друга. Сходная ситуация и на Африканском континенте, где в ряде стран практически не существует единой ткани государства: оно как бы разорвано на клочки. В центре стоит племя, его интересы, вернее, интересы тех, кто командует в нем.
Трайбализм играл в истории как негативную, так и позитивную роль. Ему обязаны некоторые народы своим выживанием:
История всех кочевых народов показывает, что лишь те из них, кто при отсутствии государственности наиболее последовательно придерживался принципов трайбализма, сумели сохранить свою этническую самостоятельность и целостность. Другие же — гунны, саки, усуни, половцы. — сформировавшиеся в племена почти одновременно с кыргыза-
16 Этингер Я. Трайбализм подрывает Африку. Роль племенного фактора на Черном континенте. — http://www.ng. ru/world/2001 -04-04/6_africa. html.
212
ми, растворились среди иных этнических образований или стали известны под другими этническими названиями. В этом смысле — за сохранение самобытности и целостности народа — трайбализму должны быть благодарны не только прошлые и нынешние, но и будущие поколения кыргызов'7.
Живучесть родоплеменного уклада в нынешнем мире объясняется множеством факторов, в том числе способностью племени брать на себя те функции, которые обязано выполнять государство. И не просто брать, а справляться с ними гораздо эффективнее. Речь идет о функции социального обеспечения и коллективной поддержки. Именно племенная организация является той силой, на которую сама жизнь возлагает обязательства по оказанию экономической и социальной помощи членам племени и военную защиту их от других племен. Племенная организация решает проблему пастбищ и водоемов, вершит суд.
Члены племени называют себя братьями, ревниво следуют за сохранением уз солидарности, которые их охраняют или противопоставляют другим племенам всякий раз, когда целостности племени или интересам его членов что-нибудь угрожает. Любой министр или чиновник всегда старается сохранить связи со своим племенем, находя у него поддержку и поддерживая его.
Житель той или иной африканской страны в большинстве случаев и по сей день ощущает себя прежде всего представителем определенного племени. Влияние трайбализма, племенных обычаев сказывается не только на массе крестьянства, составляющего огромное большинство населения в странах континента. Они воздействуют также и на образованную часть общества, из которой комплектуются правительственный аппарат и командный состав вооруженных сил. Министр или руководитель ведомства в большинстве случаев может быть уверен в своих сотрудниках, если он выберет их из членов своего племени. Часто африканские лидеры формируют свои правительства из соображений безопасности из своих соплеменников. Так, бывший президент Республики Берег Слоновой Кости (ныне Кот-д'Ивуар) назначал на высокие правительственные посты представителей племени бауле, выходцем из которого он был сам18.
Американцы пытаются придать трайбализму характер всемирной опасности. Они считают, что та борьба, которую ведут США и их союзники по антитеррористической коалиции, — это война между новым миром и старым, центром которого выступает исламский фундаментализм, олицетворяющий родоплеменной строй. Это борьба между глобализацией и трайбализмом19. Глобализация, не знающая границ и преодолевающая все препятствия, соединяющая народы, живущие за тысячи километров друг от друга, действительно противостоит тенденции трайбализации и изоляционизма. Она не позволяет народам оставаться в своем тесном мирке. Глобализацию вовсе не случайно именуют высшим этапом культурной эволюции человечества. Она приучает народы терпимо относиться друг к другу, преодолевая психологию отчуждения и неприятия инородцев. В таком случае движение антиглобали-
Джунушалиев Д., Плоских В. Указ. соч.
Этингер Я. Указ. соч.
Lazar W. Tribalism vs. Globalization. — http://www.billsaysthis.com/content/misc/tribe_vs_glob.phtml.
213
стов, как и исламский фундаментализм, подпадает под неприятную категорию трайбализма. Что самое удивительное, так это цели объединенной борьбы: в середине 2003 г., когда надвигалась угроза войны США против Ирака, в антивоенных колоннах вместе сошлись антиглобалисты и фундаменталисты, протестующие против монополии Америки, навязывания ею остальному миру ценностей насилия и нетерпимости. Получилось так, что против Америки люди боролись с позиций тех высоких ценностей, которые всегда разделяли американцы, а именно свободы, прав человека, мирного сосуществования, расовой и культурной терпимости.
На территории бывшего СССР, в социальном плане представлявшего весьма неоднородное образование, существовали крупные очаги родоплемен-ного строя. Прежде всего это республики Закавказья и Средней Азии. На период вхождения в СССР в 1922 г. они сохранили исторически пережиточный строй почти в первозданном виде. Тем не менее советские ученые предпочитали изучать трайбализм на примере аборигенов Полинезии, Австралии, Африки и даже давно исчезнувших индейских племен Северной Америки, поскольку официально считалось, что родовой уклад на территории СССР уничтожен уже в 1920-е гг. и все народы, даже отставшие в своем развитии, стали «всесторонне развитой, процветающей социалистической нацией».

Хотя в советское время и декларировалось с различных трибун об окончательном и бесповоротном преодолении племенных и иных трайбалистичес-ких пережитков, например в казахском обществе, желаемое выдавалось за действительное.
В этих условиях поиск проявлений пережитков «допотопных» родоплеменных отношений среди некоторых народов, в том числе и киргизов и казахов, был политически опасным. Разумеется, ро-доплеменные отношения, формировавшиеся в течение многих тысячелетий, игравшие определяющую роль в производстве, распределении, культовых действах и управлении, не могли исчезнуть в течение жизни двух-трех поколений.

Сегодня выяснилось, что советская власть не сумела побороть феномен трайбализма. Максимум, что она сделала, — это создала ему некоторые препятствия, частично видоизменив его. После распада СССР, с началом эпохи гласности и перестройки, наметился ренессанс родоплеменных пережитков. Трайбализм получил возможность открыто, без опаски, как раньше, влиять на государственное строительство. С проявлениями трайбализма столкнулось современное кыргызское общество, при выборах народных депутатов и руководителей трудовых коллективов из альтернативных кандидатов. В дальнейшем в процессе строительства государственности современной Республики Кыргызстан этот феномен особенно обнажился20. Ныне о нем заговорили многие: политики, публицисты, ученые и «активисты». Подавляющая масса населе-
20 Hvoslef Erlend H. Tribalism and modernity in Kirgizia // Ethnic encounter and culture change. Papers from the Third Nordic Conference on Middle Eastern Studies, Joensuu June 1995. L., 1997. P. 96-108.
214
ния, увлеченная идеей «возрождения нации», относится к нему как к возвращению традиционного «журтчулука» (общности), издревле способствовавшего сплочению. События в Кыргызстане: шумная кампания вокруг восстановления и уточнения родословия киргизских племен — санжыра; появление сообществ земляков (читай «сородичей»); попытки проведения родоплеменных съездов; призывы к сохранению чистоты генофонда народа и другие перехлесты — показывают, что республика вовсе не свободна от проявлений трайбализма21. И в Республике Казахстан наличие родоплеменной розни пришлось признать на всех уровнях. Более того, «в условиях осуществления приватизации и формирования национальной государственности... проблема трайбализма как одного из видов внутриэтнической дезинтеграции казахского этноса только обострилась»22.
В нынешнюю эпоху трайбализм оказался востребован самыми разными политическими группировками и социальными силами. А в истории порой происходит так же, как и в экономике: спрос рождает предложение. Тем более, если сделать предложение не составляет труда, поскольку оно, образно выражаясь, давно находилось в боковом кармане и лишь ожидало своего часа. Возрождение исторических пережитков возможно, таким образом, не только в силу повышенного спроса на него, но и по причине огромных запасов, сохранившихся в исторических кладовых.
Африка и весь арабский мир, Индия и Китай — это ареалы сохранения родоплеменных укладов, которые сегодня поднимаются из глубин традиционного общества. И не везде это происходит мирно. Две войны в Чечне — это противостояние одного общества, не до конца прошедшего путь индустриализации, сохранившего в своей социальной ткани поры традиционного уклада, и другого общества, покоящегося на родоплеменном фундаменте. Чеченский боевик, бородатый и неграмотный, с мобильником в руках — это парадокс, но парадокс особой, переходной эпохи. Сословное деление современного казахского общества, которое является логическим продолжением недавнего родоплеменного прошлого, тоже покажется нонсенсом, если его рассматривать в системе политического плюрализма, многопартийности, интеграции в мировое сообщество. Процессы модернизации в таком обществе, углубляя социальное расслоение, не разрушают, а закрепляют родовую организацию. Поэтому трайбализм в Казахстане есть не любопытный пережиток и забавный атавизм, а реальное политическое явление, определяющее все сферы общественной жизни. Родоплеменное деление глубоко укоренилось в национальном менталитете, став, по сути, составной частью «коллективного бессознательного» казахского народа23.
Таким образом, о трайбализме нужно говорить в трех измерениях — политическом, социальном и культурном. Под политическим трайбализмом мы понимаем явления, представляющие собой проникновение организованных групп, сформированных по родоплеменному признаку в систему государственной власти, и оказывающие влияние как на государственную, так и на региональную политику. Для трайбалистских отношений характерно то, что
Джунушалиев Д., Плоских В. Указ. соч.
Казахстан на пути к устойчивому развитию / Под ред. А. Нысанбаева. Ал маты, 1996. С. 19.
Хлюпин В. Казахстанская политическая элита: между модернизацией и трайбализмом. — littp://
iicas.org/articles/pub_27__05_00.htm.
215
эти группы практически не связаны ответными обязательствами перед государством.
Историко-культурный трайбализм — это сохранение принципов действия институтов прошлого, созданных на основе родового деления. Социальный трайбализм — это тип участия в социальной жизни определенных групп на основе генеалогических связей для оказания социальной поддержки членам рода через существующие институты взаимопомощи. Род становится важнейшим социальным фактором, опирающимся на родственные связи, и представляет собой некую корпорацию со своими традициями и ритуалами. Ее основу составляет баланс рода и нации24.
Трайбализм получил еще одну, скажем так, бытовую интерпретацию. Социологи полагают, что это присущее, в частности, россиянам стремление делать все и вся исключительно «по блату». Но по знакомству и по блату обычно оказывают услуги своим родственникам, а затем уже друзьям и выгодным знакомым. Термин «трайбализм», обозначающий родоплеменные пережитки, подразумевает приоритет кровнородственных отношений над всеми другими. Если при подборе кадров квалифицированного работника отодвигают в сторону ради своего родственника или свояка, то эти верный признак трайбализма. Родственник или свояк не могут быть плохими или хорошими, опытными или неопытными. Они просто есть и потому их принимают на работу.
Рыночное общество, построенное на рациональности и калькуляции, денежном и политическом расчете, несовместимо с историческими пережитками традиционного общества. Когда в таком обществе проявляются кровнородственные отношения «землячества», блат, кумовство, клановость, то специалисты говорят о тенденциях трайбализации. Они свидетельствуют о том, что данная страна не окончательно встала на рыночный путь и сохраняет в социальной структуре мощный пласт архаических отношений и институтов.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «ТРАЙБАЛИЗМ КАК ПЕРЕЖИТОЧНОЕ ИСТОРИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Етапи процесу кредитування
Неоінституційна теорія фінансування
Інвестиції у виробничі фонди
Метафора і метонімія
Інвестиційний ринок та його інфраструктура


Категорія: Фундаментальна соціологія | Додав: koljan (03.12.2012)
Переглядів: 1627 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП