Важность родового периода в истории, например, славян невероятно велика, хотя бы потому, что от первого упоминания о венедах (III в. н.э.) до первых государственных объединений славян (630 г н.э.), прошло три века. Прямым указанием на родовую организацию служит наличие тотемных животных. У славян известны покло нения ворону, соколу, волку, бобру, кунице и др. Древний Рим первоначально представлял собой родовую общину, а со временем стал могущественной державой, которая включала значительную часть Европы, побережье Северной Африки, Египет, Малую Азию и Сирию. Другие племена, а их большинство, канули в безвестность, почти ничего не оставив после себя. Это и неудивительно, поскольку родоплеменной строй — это еще ранний, дописьменный этап существования человечества. В эпоху бронзы (III—II тыс. до н.э.) на Кубани жили племена, названия которым археологи дали по их погребальным обрядам. Это племена ямной, катакомб- 197 ной, срубной, дольменной археологической культуры и майкопские племена, получившие свое название от известного кургана в г. Майкопе. Они давно вымерли, а об их существовании мы знаем только по археологическим раскопкам. Напротив, племена пуштунов в Афганистане, корни которых тоже уходят в глубокую древность, не только существуют сегодня, но способны даже противостоять великим державам, обладающим ядерным оружием. Их не могли покорить ни Великобритания в XIX в., ни СССР в XX в. Только США в XXI в. удалось установить в Афганистане хрупкое равновесие, договорившись с воинственными племенами и пообещав им крупную финансовую помощь. С давних времен чукчи и эскимосы жили территориально-родственными группами. Общинно-родовой строй и родовые традиции сохранились местами в этом регионе вплоть до начала XX в.
В течение многих столетий племя было единственной социальной организацией, которую знали африканцы, нередко и сейчас, в начале XXI в., прежние представления определяют их общее мировоззрение и действия, их отношение как со своими соплеменниками, так и с окружающим миром. Исходные кирпичики, из которых складывается социальная структура родоплеменного общества, в зарубежной литературе чаше всего именуются кланами, локальными группами и ли-ниджами1, а в отечественной — родами. Принципиальной разницы между этими терминами нет. Термин tribe (племя) был введен в научный оборот в XIX в. сторонниками эволюционистских и расовых теорий, которые с его помощью хотели резко отделить общество белых людей, продвинутое и высокоразвитое, от более примитивного и, с их точки зрения, неорганизованного общества представителей небелого населения, прежде всего Южной Африки и Родезии2. Появившись поначалу как чисто научный термин, он впоследствии превратился в общеупотребительное клише, имеющее четко выраженные политические оттенки. Именно этим он и не нравился антропологам и социологам, которые всегда выступали за равенство всех культур и обществ. Они стремились, сохранив само слово, наполнить его иным, прежде всего научно-нейтральным, содержанием, поэтому важнейшей характеристикой родоплеменного строя они стали считать сохранение линиджа — цепочки предков, берущей начало от прародителя рода. Не устраивал он антропологов и по другой причине: слишком разноплановыми были те общества, которые пытались объединить общим термином tribe. А из- 1 Линидж (англ. lineage от лат. linea — линия, ряд, поколение, род) — система чьих-то родственнике!)начиная с самых первых колен. 2 Wiley Д.Using «tribe» and «tribalism» categories to misunderstand african societies. — http://www.sas.upenn.edu/African_Studies/K-12/T ribe.html. 198 вестный американский антрополог М. Фрайд предложил его и вовсе исключить из лексикона. Тем не менее термин сохранился. Более того, он оказался чрезвычайно полезным при описании пережиточных форм социального устройства, сохранившихся в индустриальном и постиндустриальном обществе под названием трайбализма (о нем пойдет речь далее). Родоплеменной строй — это обобщающее название для очень большого и крайне многообразного в культурном и социальном плане политического пространства главным образом Африканского континента, на котором мирно или немирно уживаются небольшие племена охотников и собирателей численностью не более 100 человек (бушмены в пустыне Калахари) и мульти-национальные объединения в несколько миллионов человек, познавшие уже радости товарно-денежных отношений, как, например, народность фулани (Fulani). Племенем в зарубежной антропологии чаще всего называют совокупность небольшого числа формально независимых общин, занимающих одну и ту же территорию, объединенных общим языком и культурой, а что еще более важно — родственными связями. Территориально-поселенческая ячейка такого общества — это, как правило, одна деревня, занимающаяся земледелием, или локальная группа, продолжающая вести бродячий образ жизни охотников и собирателей. Плотность населения колеблется от ] до 250 человек на 1 кв. км. В отечественной этнографии под племенем принято понимать тип этнической и социальной общности людей первобытно-общинного строя из нескольких родов, основанной на этнической и социальной однородности родов (кровнородственных связях, единстве территории, языка, обычаев, культа, проявлений самосознания). Складывание племен начинается в период неолита. Образуется самоуправление из племенного совета, военных и гражданских вождей, образуются союзы племен, которые в период завоеваний и перемещений ведут к смешению племен и возникновению более крупных общностей — народностей. Основу хозяйства составляли собирательство, охота и рыболовство. Для охоты на мелких животных и птиц используются лук со стрелами, силки, ловушки, гарпуны, остроги. Наряду с загонной охотой получила развитие индивидуальная с засадами и подкрадыванием, была приручена собака. Простое присваивающее хозяйство позволяло получать минимально необходимый продукт и только как исключение избыточный. В коллективной собственности находились промысловая территория со всеми имевшимися в ее пределах объектами охоты, рыболовства и собирательства. Коллективной могла быть и собственность на охотничьи загоны, рыболовные запруды, лодки, жилища, огонь. Индивидуальные орудия труда: топоры, копья, луки со стрелами, бытовая утварь, одежда, украшения — являлись личной собственностью. Собственность на пищу или другую добычу также была коллективной. Распределение ее было уравнительным. Род представляет собой совокупность кровных родственников, происходящих от общего предка, отличающихся особым родовым именем и связанных кровными узами. Там, где происхождение считается по женской линии (было общераспространено в архаическом периоде), род состоит из предполагаемой праматери и ее детей, а равно детей ее женских потомков. Там же, где происхождение считается по мужской линии, род состоит из предполагаемого прародителя и его детей, а равно детей его мужских потомков. Со- 199 временная семья представляет собой неорганизованный род с нарушенной кровной связью, члены которого рассеяны всюду, где встречается данная фамилия. Род был коллективом людей, осознавших свое родство по одной линии и связанных обычаем экзогамии. В первобытной родовой общине действовал принцип народовластия. Коллективная воля сородичей имела определяющее значение при решении любых вопросов. Особым авторитетом при этом обладали зрелые, умудренные опытом люди, как правило, старшее поколение. Именно эта среда выдвигала предводителей, которые руководили повседневной хозяйственной, общественной и идеологической жизнью коллектива. Структуру органов власти родовой организации можно представить следующим образом: общее собрание рода; совет старейшин (старейшина); вождь (военачальник, предводитель охоты). Общее собрание решало все важнейшие общие дела, касающиеся всего рода. Собрание избирало старейшину, военных вождей, предводителей охоты, которые управляли повседневной жизнью родовой общины. Для решения особо важных дел собирался совет старейшин.
Предводителем становился обычно самый старший, сильный, опытный либо самый искусный оратор. Впрочем, и сегодня представители власти выдвигаются по тем же самым критериям. Власть старейшины осуществлялась в форме распоряжений, советов, приказов, которые отражали интересы всей группы, поэтому практически всегда исполнялись. Ослушавшиеся подвергались осуждению со стороны всех членов коллектива.
Согласно мнению Льюиса Моргана" (1818—1881), именно родовая организация вывела человечество из стадии дикости и привела его к цивилизации. Исследовав быт и старинные обычаи американских индейцев, он пришел к идее рода как основной ячейки первобытного общества. Историю человечества Морган разделил на два периода: ранний, когда общественный строй основывался на родах, фратриях и племенах, и поздний, когда общество стало территориальной, экономической и политической общностью. Только благодаря родовой организации, самому устойчивому и универсальному институту древнего общества, возможна преемственность развития культуры. Первобытный род он понимал как сложнейший социокультурный институт. 3 Он был состоятельным человеком, ученым, адвокатом, 40 лет жизни посвятил изучению ирокезов и других индейских племен. Жизнь с индейцами внушила ему глубокое уважение к их самобытной культуре, которое позже он пытался привить американскому обществу, публично выступая в защиту «краснокожих». В качестве адвоката Морган успешно отстаивал в суде право ирокезов на землю, за что был торжественно посвяшен в члены индейского племени сенека. 200 важное культурное изобретение, которое менее развитые народы заимствовали у более развитых. Морган полагал, что отстоящие далеко друг от друга народы не могли каждый раз заново открывать его. Род являлся продуктом высокоразвитого общества. Он был изобретен достаточно интеллектуальными людьми в одном месте, откуда он, как позже методы земледелия, стал
распространяться по всему свету. Причиной заимствования родовой организации одними народами у других служит ее очень высокая эффективность. Морган был одним из первых исследователей семьи как социального и культурного института, для описания которого изобрел терминологию родства и употреблял кросс-культурный метод исследования. Позже они поступили на вооружение современной антропологии. Согласно его воззрениям, материнский род включал праматерь, ее детей, детей ее дочерей и детей ее женских потомков; дети ее сыновей и дети ее мужских потомков принадлежали к другим родам, а именно к родам своих матерей. Родовая организация не допускала браки в пределах рода. Покоясь на родственных узах как связующем начале, род предоставлял каждому своему члену такую личную защиту, какую не могла ему дать никакая другая организация. В эпоху открытия Америки европейцами племена американских индейцев были организованы в роды по женской линии. Во всей туземной Америке род получал свое имя от какого-нибудь одушевленного или неодушевленного предмета, но никогда — от человека. У некоторых племен, например, у моки, оседлых индейцев Аризоны, члены рода вели свое происхождение от того животного, имя которого они носили, веря, что их отдаленные предки были превращены Великим духом из животных в людей. Род стал основанием (первым этажом) огромной социальной пирамиды. Вторым этажом служила фратрия — соединение родственных родов, объединившихся в более высокую ассоциацию для общих целей. Фратрия была второй ступенью организации в греческой социальной системе. Она состояла из нескольких родов, соединившихся для общих им всем, преимущественно религиозных целей. Фратрия имела естественную основу в родственной связи, несколько родов одной фратрии, были, вероятно, подразделением одного начального рода, память о чем сохранялась преданием. Третьим этапом пирамиды было племя — соединение родов, обычно организованных во фратрии, все члены которых говорили на одном диалекте. Четвертый этап — конфедерация племен, члены которых говорили на соответствующих диалектах одного и того же основного языка. Все это в целом составляло родовое общество, предшествовавшее политическому обществу, т.е. государству. На ранних этапах первобытного общества род и община, по всей видимости, совпадали. Община состояла из группы или групп родственных семей. Разрастающиеся роды делились на внутриродовые группы, те, в свою очередь, — на еще меньшие группы сородичей и т.д. Такие группы называют линиджами. Роды группировались во фратрии, которые могли быть и исходными, первоначальными родами, а могли возникать в результате ис- 201 кусственного объединения нескольких родов. Фратрии объединялись в племена. Роды являлись экзогамными коллективами матрилинейных родственников, объединенных отношениями обшей собственности, взаимного наследования, взаимопомощи и взаимозащиты, они имели свои тотемные имена Род имел право адопции, отдельное от других родов кладбище. Фратрия была объединением «братских» родов, для которых роды другой фратрии были двоюродными. Роды одной фратрии выступали солидарно, поддерживая друг-друга, особенно в экстремальных ситуациях: в случаях убийства в племени, при выборах предводителя и т.п. Фратрии имели свои религиозные братства! особые обряды посвящения, церемонии. Племя было эндогамным, являлось верховным собственником территории, носителем определенной культуры — бытовой общности, обладало этнокультурными особенностями и социаль-но-потестарными функциями4. Современные американцы являются потомками нескольких волн миграций народов Евразии на континент. В Северной Америке к моменту колонизации насчитывалось до 12 разновидностей культур. Все они достаточно отличались друг от друга способами ведения хозяйства. Внутри культурных типов также существовали различия, связанные с этническим происхождением, социальным и политическим устройством, хозяйственным укладом. Основу родоплеменного общества в доколумбовой Америке составляло несколько конфедераций племен: конфедерация ирокезов, состоящая из пяти независимых племен, конфедерация криков (6 племен), конфедерация Оттава (3 племени), лига дакота (7 «огней совета»), конфедерация моки (7 пуэбло) и Ацтекская конфедерация из трех племен. Конфедерация, или лига, ирокезов была самым важным политическим образованием, созданным коренными американцами за все время колонизации континента. Лига имела эффективную политическую систему и свод законов — конституцию, записанную на 114 вампумах. Главным ее законом был Кайнерекова (Великий закон мира), который запрещал ирокезам убивать друг друга. Созданная до прибытия европейцев конституция ирокезов в дальнейшем оказала влияние и на создание конституции Соединенных Штатов. Все племена лиги были достаточно свободны в решении собственных вопросов. Совет лиги состоял из 50 мирных вождей, где каждое племя имело строго определенную квоту: онондага— 14 вождей, кайюга— 10,оней-да — 9, мохок — 9, сенека — 8. Главным вождем (тадодахо) всегда был представитель онондага. На советах мохок, онондага и сенека назывались «старшие братья», а онейда и кайюга — «младшие братья». Все решения совета должны были приниматься единогласно. Вождей выбирали женщины, так как ирокезское общество было матриархальным. Вожди сохраняли свой статус пожизненно, хотя могли его лишиться за недостойное поведение и некомпетентность5. Через родоплеменной строй прошла и античная Греция. Эллины были организованы в роды, фратрии и племена, а последние путем слияния были соединены в нации. В некоторых случаях органический ряд был не полон. Как у отдельных племен, так и у наций управление основывалось на роде как единице организации и давало в результате родовое общество или народ. 4 История мировых цивилизаций. — http://www.distance.ru/4stud/Limk/iinc/imc09.html. 1 См.: Лиги ирокезов. — http://www.mesoamerica.ru/indians/north/ir_history.html. 202 строй, резко отличающийся от политического общества или государства. Органом управления был совет вождей совместно с агорой (народным собранием) и басилевсом (военачальником). Народ был свободен, а его учреждения демократичны. Племена образуются двумя главными путями — отпочкованием и объединением. В густо населенном или перенаселенном районе, где не хватает ресурсов, от главного ствола отделяется часть племени и перебирается на новое место жительства. Племена, образовавшиеся делением, вначале говорят на одном языке либо на диалектах одного и того же языка. Процесс расчленения у американских индейцев совершался в течение нескольких тысячелетий, пока из 70 стволов, соответствующих такому же числу языковых семей, не сформировалось несколько сот племен. Морган выделил следующие функции и признаки индейского племени: ♦ обладание территорией и именем; ♦ обладание особым диалектом; ♦ право вводить в должность избранных родами сахемов и вождей; ♦ право смещать этих сахемов и вождей; ♦ обладание религиозными верованиями и культом; ♦ высший правящий орган — совет вождей; ♦ в некоторых случаях — верховный вождь племени. Объединение родов в племя происходило на основе двух признаков: кровного родства и общей территории. Поэтому племя, с одной стороны, является кровнородственным союзом, поскольку его образуют ячейки, связанные кровным родством, с другой — территориальным союзом, поскольку группы родственников проживают на одной территории, образуя одну деревню. Врезка И.А. Ильин Племена и государства Никогда и нигде племенное деление народов не совпадало с государственным. Вся история дает тому живые и убедительные доказательства. Всегда были малые народы и племена, не способные к государственному самостоянию: проследите тысячелетнюю историю армян, народа темпераментного и культурно-самобытного, но не государственного; и далее, спросите: где самостоятельные государства фламандцев (4,2 млн в Бельгии, 1 млн в Голландии) или валлонов (4 млн). Почему не суверенны уэльские кимры и шотландские гэлы (0,6 млн). Где государства кроатов (3 млн), словенцев (1,260 млн), словаков (2,4 млн), вендов (65 тыс.), французских басков (170 тыс.), испанских басков (450 тыс.), цыган (до 5 млн), швейцарских ло-Динов (45 тыс.), испанских каталонцев (6 млн), испанских галлегосов (2,2 млн), курдов (свыше 2 млн) и многого множества других азиатских, африканских, австралийских и американских племен? Итак, племенные «швы» Европы и других материков совершенно не совпадают с государствен- ными границами. Многие малые племена только тем и спаслись в истории, что примыкали к более крупно-сильным народам, государственным и толерантным: отделить эти малые племена значило бы или передать их новым завоевателям и тем окончательно повредить их самобытную культурную жизнь, или погубить их совсем, что было бы духовно разрушительно, хозяйственно разорительно и государственно нелепо. Вспомним историю древней Римской империи — это множество народов, «включенных», получивших права римского гражданства, самобытных и огражденных от варваров. А современная Великобританская империя? И вот, именно таково же культуртрегерское задание единой России. Ни история, ни современное правосознание не знают такого правила: «сколько племен, столько государств». Это есть новоизобретенная, нелепая и гибельная доктрина; и ныне она выдвигается именно для того, чтобы расчленить единую Россию и погубить ее самобытную духовную культуру. Источник: Ильин ИЛ. Собр. соч.: В 10 т. Т. 2. Кн. 1. М., 1993. 203 К объединению их толкала необходимость обороняться от внешнего врага, а также хозяйственные потребности либо действия захватчика, который захватил огромные территории и создал империю. У племени два органа управления — собрание, или совет племени (в котором принимали участие все члены племени), и совет вождей (старейшин родов). Избирался также военный предводитель, игравший значительную роль преимущественно в периоды войн. Чаще всего племенные союзы возникали из потребностей военного характера, поскольку между племенами часто происходили столкновения, в которых уничтожались и материальные блага, и люди. Истории известны захватнические походы, предпринимавшиеся в древние века большими народами: китайцами, персами, египтянами, греками и римля нами. На завоеванных территориях они утверждали свое государственное устройство и навязывали свой язык, обычаи и культуру. Экономической основой родоплеменного общества выступают чаше всего два уклада — огородничество (примитивное фермерство) и скотоводство. Политическая организация носит неформальный характер и не приобрела еще каких-либо государственных форм6. Вождество и лидерство, особенно на уровне деревни или группы, также неформальное. Во многих племенных обществах исходной политической единицей, сплачивающей племя, выступают: клан — совокупность людей, считающих, что они происходят от общего предка; возрастные классы — разделение людей на разные статусные группы в зависимости от принадлежности к детям, юношам, зрелым мужчинам и старикам; группы интересов, которые со временем выделяются в политические партии, экономические классы, религиозные конфессии.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ИСХОДНЫЕ КИРПИЧИКИ - РОД И ПЛЕМЯ» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»