Важным моментом, характеризующим качественное развитие человеческого стада, стало обуздание полового инстинкта и создание первых социальных норм — запретов (табу). Уже на этапе человека прямоходящего возникают новые отношения, зарождаются нравственность, первомораль, определяющие нормы поведения. Вероятно, именно с этого момента — появления первых социальных норм, пусть и в зачаточной форме, следует отсчитывать начало человеческого стада. Понятие «табу» (taboo) ввел в научный оборот и вообще в европейские языки известный английский мореплаватель и исследователь XVIII в. капитан Джеймс Кук, изучавший жизнедеятельность примитивных племен в Полинезии. Табу означает строжайший запрет на совершение определенных действий, налагаемый на всех членов племени или какую-то его часть. Нарушение табу по представлениям примитивных народов освобождало некую неведомую силу, находившуюся в скрытом состоянии. Эта сила карала (чаще всего смертью), причем не только самого нарушителя, но и коллектив, членом которого он является. Соблюдение табу защищало коллектив от смертельной опасности, которая может произойти из-за неправильного поведения отдельной личности10. Первой формой явилось табу на промискуитет, второй — табу на пищу. Отношения между полами у обезьян и предлюдей почти не различались. Они всецело определялись физиологией размножения. С самкой, находящейся в эструсе (состоянии полового возбуждения), вступают в отношения все желающие. При этом доминирующие самцы не ставят никаких препятствий подчиненным. Неограниченные половые отношения называются промиску-итетными. Разрешались половые связи между всеми особями мужского и 10 Мытник Т.В. Указ. соч. 139 женского пола независимо от того, к какому поколению они принадлежали. Любой мужчина мог быть половым партнером любой женщины. По данным социобиологии, репродуктивные стратегии самцов и самок у приматов различны (у человека тоже). В среднем самцы более промискуи-тетны и ориентированы на сексуальные контакты со многими партнершами. Стратегия самок двояка: они выбирают либо самца-помощника (т.е. хорошего отца), либо «носителя хороших генов» — физически здорового, сильного, привлекательного, занимающего высокое место в иерархии. В последнем случае потомство имеет шанс унаследовать от отца очевидные преимущества, но мать лишается помощника. Для самок ранних гоминид парные связи с конкретным самцом оказались жизненно важны, так как репродуктивная способность самок была низкой, а дети долго нуждались в родительской опеке". Промискуитет как бы унаследован человеком от животных предков, и нет ничего удивительного в том, что он существовал у предлюдей. Но его последствия были другими. У обезьян число взрослых самок в два-три раза выше числа взрослых самцов. Поэтому конфликты здесь — явление редкое. Напротив, в стадах предлюдей самок не хватало, поэтому здесь конфликты — явление частое. Нередко они заканчивались смертью одного из самцов. Если сегодня женщины в среднем живут дольше мужчин, то в эпоху раннего и позднего палеолита продолжительность жизни женщины была меньше, чем мужчины. Переход к прямохождению и вызванная этим значительная перестройка организма неизбежно повлекли за собой возрастание числа осложнений при беременности и родах, а следовательно, и повышение смертности. Репродуктивная система животных складывается в течение многих миллионнов лет, а у человека ей пришлось изменяться слишком быстрыми темпами. Эволюция человека как социального существа отрицала его эволюцию как существа природного. Процесс перестройки пришелся на время жизни предлюдей и ранних людей. Конфликты из-за самок нарушали сплоченность объединения и его способность противостоять хищникам, мешали охоте, разрушали слаженность и кооперацию. Эволюция зашла в тупик, из которого формирующийся человек нашел неожиданный с точки зрения животного мира выход — социальную норму. Первые запреты ограничивали половые отношения в период охоты, сева, сбора урожая и других видов трудовой деятельности. В некоторых племенах, существующих и поныне, такие требования сексуального воздержания сохранились до сих пор. Например, у пигмеев или у народа Моту (Новая Гвинея) существует обязательное воздержание в ночь перед охотой, индейцы-пипили из Сальвадора также воздерживаются от сексуальных контактов с женами в течение 4 дней перед посадкой семян. Со временем табу становились все более длительными, а периоды между ними сокращались. Ограничения снимались только на время особых праздников. На островах Фиджи на праздник мужчины и женщины публично без всякого разбора вступали в половую связь. Через несколько дней ограничения восстанавливались. Половые отношения в человеческом стаде приобретали эпизодический характер. В человеческую жизнь вторглось нечто инородное, что не дикто- 11 См.: Природа. 1998. №9. 140 валось биологическим инстинктом. Это и было, вероятно, начальной социализацией, регламентировавшей важнейшие стороны жизни человека. Вслед за ней, скорее всего, появилось пищевое табу. Оно сводилось к запрету поедать все, что только можно и в любое время. Возможно, второе табу произвело не менее революционные изменения в отношениях между людьми, нежели первое. Фактически благодаря ему на свет появились распределительные отношения и коллективная собственность, свойственные только человеческому обществу. Разумеется, и животные не оставляют детенышей без пищи — с ними делятся в первую очередь. Однако накормить собственных детей — это природный инстинкт, а уступить часть добычи другому, особенно не родственнику или тому, кто не участвовал в многодневной изнурительной охоте, — это уже начало разделения труда и социальных отношений как таковых. Хотя в охоте или собирательстве принимали участие не все члены рода, при распределении пищи в той или иной мере учитывался каждый член общины. Такое распределение можно было бы назвать уравнительным, поскольку оно не учитывает ни имущественного положения, ни родственных связей, ни трудового вклада. Все получали поровну, а точнее, в соответствии с физиологическими потребностями разных по полу и возрасту людей. Правда, в трудные времена, когда пищи остро не хватало, первыми ее получали трудоспособные члены стада, ибо именно они обеспечивали выживание не только свое, но и всех остальных. Иждивенцам приходилось голодать. В особо трудных случаях от этих иждивенцев даже избавлялись, а иногда их просто поедали. Как уверяет Г. Морган, неслучайно каннибализм на протяжении десятков тысяч лет был «бичом человечества». Умерщвление первой категории иждивенцев (детей) называется инфантицидом, второй категории (стариков) — геронтоцидом. Таким образом, распределение пищи — основная характеристика формирующегося общества и важнейшее отличие человека от млекопитающих. Оно явилось следствием пищевого табу. Но и первое табу, на промискуитет, тоже привело к формированию особого распределительного механизма — между представителями двух разных полов. Оба вида табу, повлекшие два типа распределительных отношений, касаются самых фундаментальных потребностей человека — в пище и воспроизведении рода. Стоит здесь насести порядок, как он по цепочке распространится на все другие потребности и инстинкты, в том числе на безопасность, социальное общение, престиж и др. По мере эволюции человеческого стада запретов становилось все больше, они пронизывали всю жизнь первобытного человека. В период родоплемен-ного строя табу регламентировали буквально все стороны жизни первобытного человека, в том числе относившиеся к медико-гигиеническим вопросам. Табу олицетворяли собой коллективную волю, возвысившуюся над человеческим стадом и управлявшую жизнью каждого отдельного индивида. В коллективной воле эволюция как бы нашла заменитель сверхорганизма. Как и в муравейнике, в формирующемся обществе постепенно наводится порядок, гармония и организованность. Сливаясь воедино, социальные нор- 141 мы превращались в систему социального контроля, правда, пока еще не формального. В эпоху палеолита перед табу, как много позже в эпоху расцвета гражданского общества и индустриальной демократии, перед законом все были равны. Табу охраняли не только властителей и священников, но и женщин, детей, стариков, инвалидов.
Первые социальные нормы и ограничения послужили историческим прологом к возникновению культуры. Культура возникает в тот самый момент, когда локальная группа, пытаясь выжить, начинает взаимодействовать, строить социальные отношения специфическим для нее способом, применяя специфические для нее орудия труда и технологии к специфическим условиям и климату. Чем совершеннее орудия и технологии, тем выше производительность труда и многочисленнее население, сложнее социальная структура и утонченнее культура сообщества.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ПОЯВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»