ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Соціологія » Фундаментальна соціологія

РОЛЬ И СОДЕРЖАНИЕ СТАТИСТИЧЕСКОГО ВЫВОДА
Кроме логического и теоретико-гипотетического выводов, рассмотренных выше, существует еще третий — статистический вывод, о котором здесь пойдет речь.
Приводным ремнем эмпирического исследования выступают специальные математические процедуры, в основе которых лежит теория вероятностей, определяющая технологию составления выборочной совокупности и электронной обработки данных. К ней тесно примыкает процедура эмпирического обобщения, называемая еще статистическим выводом. В его основе лежит индукция (от лат. inductio — наведение) —умозаключение, идущее от фактов к выводу.
Статистический вывод — это индуктивное обобщение, построенное на основе математической обработки и обобщения некоторого множества единиц исследования. Например, вы опросили 1500 избирателей и выяснили, что более 60% пожилых людей (старше 60 лет) на последних выборах голосовали за коммунистов. В данном случае изучалась статистическая связь двух переменных: возраст и электоральное поведение. В результате можно сделать статистический вывод: чем старше возраст респондента, тем выше вероятность того, что он проголосует за коммунистов. И наоборот.
В основе статистического вывода лежит индуктивное рассуждение, приводящее к утверждениям, верным лишь с определенной степенью достоверности. Строгий смысл степени достоверности обеспечивается математическими методами и вероятностным подходом, образующими основы современной статистической теории9.
Статистический вывод социолог получает после обработки анкет и анализа первичных данных. Это количественный вывод. В отличие от него два других рассмотренных ранее типа вывода — логический и теоретико-гипотетический — являются качественными. Связь между ними следующая. При составлении программы исследования ученый теоретически постулирует (строит теоретическую гипотезу) возможность связи между двумя переменными — возрастом и электоральным поведением. После составления анкеты и проведения исследования при математической обработке данных строится статистический вывод. Это две стороны одной медали: первая служит пробным проектом, теоретическим макетом возможной связи двух переменных, а вторая — его эмпирическим подтверждением.
Статистический вывод невозможно делать на малых совокупностях, например в 35 респондентов. Если в вашей анкете есть вопросы, к которым предусмотрено, скажем, по 5—7 вариантов ответов, то, разделив 35 на 7, получим 5. А каждая ячейка должна содержать не менее 7 единиц. «Статистический вывод начинает работать тогда, когда единиц исследования достаточно много. Достаточно много означает, что при условии равновероятного попадания в каждую клетку пространства признаков наполнение каждой из них составит не менее семи единиц»10. Одна статистическая ячейка — это один признак. Допустим, вы
9 Рао СР. Линейные статистические методы и их применение. М., 1968.
10 Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований: Учеб. для высших учебныхзаведений. М., 1995. С. 67.
606
спрашиваете респондента о том, за какую партию он будет голосовать, и пред лагаете на выбор 7 наиболее крупных российских партий. В этом списке одн партия — это один признак или одна ячейка. Ее должны наполнить не мене> 7 респондентов. Конечно, чем их больше, тем меньше вероятность ошибки, по этому статистический вывод хорошо работает на больших выборках.
Изюминка эмпирического исследования выражается именно в этом тре тьем виде вывода — в статистическом. Дело в том, что теоретическое иссле дование, не прибегающее к полевому наблюдению или массовому опросу вполне может содержать и логический, и теоретико-гипотетический выво ды. Очень многие исследования именно этим и ограничиваются. В эмпири ческом же исследовании социолог может сделать вывод: «во-первых, сколь ко людей подпадает под значение переменной, т.е. наполнение класса, во вторых, каково распределение частот по всему континууму переменной в-третьих, как меняется распределение при введении в группировку второ го, третьего и энного признаков, и, в-четвертых, имеется ли связь между при знаками и насколько она меняется в различных контекстах»''.
Статистические связи выполняют ту же функцию цементирования эмпи рических фактов, которую в теоретическом знании выполняет логика. Ста тистические закономерности, статистические правила — это логика эмпири ческого знания, механизм его построения.
Статистический вывод — область вероятностного знания. Вероятность -числовая характеристика степени возможности появления какого-либо сл> чайного события при тех или иных определенных, могущих повторяться не ограниченное число раз условиях. Она изучается в теории вероятностей — ра: деле математики, в котором по данным вероятностям одних случайных ее бытии находят вероятности других событий, связанных каким-либо образо с первыми. Математическая статистика, наука о математических методах cv стематизации и использования статистических данных, опираясь на теори] вероятностей, позволяет оценить, в частности, необходимый объем выбор ки для получения результатов требуемой точности при выборочном обагк довании. Одна из основных задач теории вероятностей состоит в выяснени закономерностей, возникающих при взаимодействии большого числа случаг ных факторов. Математическая статистика понимается также как наука методах умозаключения о свойствах соответствующей генеральной совокуг ности на основе наблюдений над репрезентативной выборочной совокупне стью, причем данные наблюдений отбираются из генеральной совокупное ти в случайном порядке. Математическая статистика занимается как статр стическим описанием результатов опытов или наблюдений, так построением и проверкой подходящих математических моделей, содержащг понятие вероятности.
Когда мы находим количественную меру, то автоматически переходим мир вероятностных утверждений. Мы можем сказать, что с достоверность* равной 60-70%, женщины склонны выбирать в качестве брачного партнер мужчину с высшим образованием. Здесь процентная доля, которая заменж размытые формулировки типа «некоторые», «большинство» или «часть», ш казывает степень вероятности наступления данного события. Но наука м( жет ошибаться в своих прогнозах. Человек непредсказуем в своих действ!
Ьатыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований. М., 1995. С. 68.
607
ях, еще менее предсказуемы массы людей, которые, объединяясь, часто ведут себя не так, как повела бы сумма разрозненных индивидов.
Весь математический аппарат социологии построен на вероятностях, описываемых в процентных распределениях. Мы говорим: 72% избирателей данного округа проголосуют за кандидата М. Это значит, что с вероятностью в 72% избиратели на предстоящих выборах отдадут предпочтение именно ему. Добавим сюда ошибку выборки, скажем, в 5% и можем утверждать, что избиратели проголосуют за М с вероятностью 72±5%.
Степень вероятности свидетельствует, во-первых, об ограниченных возможностях самой науки, во-вторых, о непредсказуемости, вариативности или изменчивости поведения объекта исследования, в-третьих, о высокой культуре научного исследования, которая выражает себя требованием осторожно судить о реальности.
Статистический вывод основан на статистическом анализе результатов выборочных исследований и направлен на оценку параметров совокупности в целом. В таком случае результаты выборочных исследований выступают всего лишь отправной точкой для получения общих выводов. Например, автомобилестроительная компания провела два независимых исследования с целью определения степени удовлетворенности потребителей своими автомобилями. Первая выборка включала 100 потребителей, купивших данную модель в течение последних шести месяцев, вторая выборка включала 1000 потребителей. В ходе телефонного интервьюирования респонденты отвечали на вопрос: «Удовлетворены или не удовлетворены вы купленной вами моделью автомобиля?» Первый опрос выявил 30% неудовлетворенных, второй — 35%.
Поскольку существуют ошибки выборки и в первом, и во втором случаях, то здесь можно рассуждать следующим образом. В первом случае около 30% опрошенных выразили неудовлетворенность купленной моделью автомобиля, во втором случае — около 35% опрошенных. Какой же общий вывод можно сделать в данной ситуации? Как избавиться от слова «около»? Для этого введем показатель ошибки: 30%±х% и 35%±.у% и сравним хну. Используя логический анализ, можно прийти к заключению, что большая выборка содержит меньшую ошибку и что на ее основе можно сделать более правильные выводы о мнении всей совокупности потребителей, т.е. решающим фактором правильности выводов является размер выборки. Показатель ошибки присутствует во всех формулах, определяющих содержание различных методов статистического вывода12.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «РОЛЬ И СОДЕРЖАНИЕ СТАТИСТИЧЕСКОГО ВЫВОДА» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: СУЧАСНІ СИСТЕМИ МЕНЕДЖМЕНТУ ЯКОСТІ
Врахування матеріальних і нематеріальних грошових потоків
АТ-команди
Контроль за дотриманням розрахункової дисципліни
ОСОБЛИВОСТІ ІНФЛЯЦІЇ В УКРАЇНІ


Категорія: Фундаментальна соціологія | Додав: koljan (02.12.2012)
Переглядів: 748 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП