ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Соціологія » Фундаментальна соціологія

Переходный период: экспериментальная социология XIX века
Просветительские теории прогресса, основанные на широких дедуктивных построениях и глобальных схемах общества, сыграли важную методологическую роль в подготовке нового этапа в развитии социальной инженерии, знаменующего собой переход к прикладной науке. В Европе XVII-XVIII вв. параллельно спекулятивной философии начинают развиваться эмпирические социальные исследования, прежде всего социальная статистика. Они вырастали из практических нужд управления и первоначально были, разумеется, весьма несовершенными. Но постепенно они преобразуются. Так, во Франции создается техника массовых статистических опросов, а в Англии «политические арифметики» XVII в. (У. Петти, Дж. Граунт, Г. Кинг, Э. Галлей) закладывают фундамент современной демографии и количественных методов33.
В начале XIX в. спекулятивная философия уступает место научному «положительному» (позитивному) методу и к концу столетия полностью заменяется им. Ускоряется процесс дифференциации и «отпочковывания» научных дисциплин. Вслед за правом и историей от философии отделяются политэкономия, этнография, статистика, языкознание, а позже — социология и психология. Заканчивается «философский период» существования идеи социальной инженерии и начинается ее новый, «научный период». Он характеризуется постепенным переходом от идеи к практике. Таким образом, XIX в. оказался переходным периодом в становлении социальной инженерии, временем смены одного состояния и статуса (теоретического) на другое (практическое). Официально переходный период закончился в 1927 г., когда благодаря Р. Паунду в научный оборот вошел термин «социальная инженерия»34.
Переходный период характеризуется зарождением эмпирической и экспериментальной социальной науки. Термин «социальная наука» точнее отражает содержание междисциплинарных по своей сути исследований, нежели термин «социология». В XIX в. говорить об эмпирической социологии можно лишь условно: государственные чиновники, врачи, предприниматели, инженеры, учителя, ученые-естественники занимались опросами и переписью населения, анализом документов и статистикой, как правило, без специального составления социологической программы, т.е. полукустарно. Описание преступности, условий труда и быта, социальной дифференциации, семейных бюджетов проводилось вне связи с социологической теорией.
В Англии в XIX в. выделялись эмпирические исследования Дж. Синклера, Дж. Кей-Шаттлуорта, Ч. Бута, С. и Б. Вебб, во Франции —Л. Виллерме, А. Паран-Дюшатле, А. Герри, Ф. Ле Пле. К основным направлениям эмпирической социальной науки в Европе следует отнести: 1) политическую арифметику (У. Петти, Дж. Граунт), 2) социальную физику (А. Кетле), 3) социальную гигиену (Э. Чадвик, Л. Виллерме, А. Паран-Дюшатле), 4) моральную статистику (А. Герри, Дж. Кей-Шатлуорт), 5) социографию (школа Ле Пле). Указанные направления или типы исследований по-разному соотносились с
33 История буржуазной социологии XIX — начала XX века. М., 1979. С. 8-13.
34 Pound R. Introduction to the Philosophy of Law. L, 1992. P. 99.
440
целями и задачами социоинженерного подхода. Политическая арифметика, социальная физика и социография в меньшей степени соприкасались с управленческими и практическими задачами. Напротив, моральная статистика прямо использовалась для целей административного управления обществом и его отдельными сферами, ее следует считать одним из источников социальной инженерии. Другим источником можно назвать социальную гигиену. Только в отличие от моральной статистики она касалась не «паб-лик администрэйшн», а «индастриал релейшенз», т.е. социальной инженерии на предприятии.
Переход от спекулятивной философии прогресса к эмпирическим исследованиям отдельных социальных проблем имел чрезвычайно важные методологические последствия. По существу, в XIX в. закладывается организационная, методологическая и методическая структура прикладной социологии и социальной инженерии. Исследование стало адресным и заказным, в нем нет лишних тем и вопросов. Филантропические общества, церковные приходы, профсоюзы, правительство, просветительские организации, корпорации и т.п. выступают в роли заказчиков. Исследование завершается практическими рекомендациями, которые адресуются не абстрактному потребителю, а конкретным агентам социальных реформ (правительству, местным властям, общественным движениям). В XIX в. Европа и Америка переживают всплеск общественного движения за социальные реформы, которое в XX в. еще более укрепляет свои силы. Социальные реформаторы выступают зачастичные усовершенствования, например, введение 8-часового рабочего дня, запрещение детского труда. Им нужна подробная социальная информация, с которой реформаторы выступают в прессе и в парламенте. Множество законодательных актов было принято таким образом. Это и есть проявление частичной или реформаторской социальной инженерии.
Социальные мыслители воздействовали на общество не только косвенно, через кого-то, но и непосредственно — они сами занимались реформами и экспериментами. С их деятельностью связано возникновение экспериментальной социальной науки. Поскольку социальные эксперименты ставились сначала только в промышленности, правильнее говорить лишь о зарождении экспериментальной социальной науки. Первыми экспериментаторами стали «ранние научные менеджеры» (XVIII—XIX вв.), вторым был Ф.Тейлор.
Так, в 1800 г. М. Болтон и Дж. Уатт провели в своей компании по производству паровых машин социоинженерный эксперимент. Экспериментаторы проводили опыт по заранее составленному плану, учитывающему роль человеческого фактора и трудовой мотивации. На первом этапе они произвели технико-организационное перевооружение производства: внедрение хронометража, новой планировки рабочего потока, трудовых методов и стандартов, системы экономического учета, координации и планирования. На втором этапе они привели в соответствие с запросами работников внешний вид заводских зданий, на третьем построили жилые дома на выгодных для рабочих условиях, изменили авторитарный стиль руководства на патерналистский.
Примерно в то же самое время Р. Оуэн, начинающий предприниматель и бизнесмен, возглавил убыточную текстильную фабрику в Нью-Ленарке, где успешно провел ряд нововведений: навел чистоту в заводских помещениях и отремонтировал их, улучшил жилищные условия рабочих, открыл для них магазин с дешевыми товарами, детям в возрасте до 10 лет запретил трудиться
441
и направил их на учебу. В результате социоинженерных реформ улучшились условия труда и возросла производительность — фабрика стала одной из самых рентабельных в стране.
Во второй половине жизни Р. Оуэн, увлекшись социалистическими идеями, пытался провести еще один эксперимент, но он провалился. В 1817 г. он разрабатывает программу самоуправляющихся «поселков общности и сотрудничества», основанных на коллективной собственности, равенстве и братстве. Стараясь внедрить опытные коммунистические колонии в США и Великобритании, Оуэн потерпел неудачу. Однако следует отметить, что Р. Оуэн (1771—1858), предприниматель и социалист, оказался этапной фигурой. Именно с него, считают специалисты, берет начало менеджер как реальная фигура. Его же можно назвать первым крупным социальным инженером.
Продолжатель дела Оуэна-предпринимателя — выдающийся американский инженер Ф. Тейлор (1856—1915), автор самой эффективной в мире системы НОТ (свои главные эксперименты провел в конце XIX в.). Как и его предшественники, он сочетал инженерно-технические и социальные нововведения на предприятии. Тейлор внедрял хронометраж, инструкционные карточки, новые формы орудий труда, создал специальное плановое бюро. В области управления персоналом Тейлор опирался на четыре «научных принципа»: профессиональный отбор, профессиональное обучение, рациональная расстановка кадров, сотрудничество администрации и рабочих. Он внедрил гибкую «штрафную систему», дифференциальную систему оплаты труда (передовик награждается, а отстающий наказывается), а также функциональную администрацию, в которой нашлось место для отдела, собирающего и анализирующего социальную информацию о персонале.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Переходный период: экспериментальная социология XIX века» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Посередництво комерційних банків при операціях з іноземною валюто...
Визначення життєвого циклу проекту
Світ тісний. Снігопади, що пройшли цієї зими по всій країні, знов...
ІНСТИТУЦІЙНА МОДЕЛЬ ГРОШОВОГО РИНКУ
Что же такое 3G… 4G… и кто больше?


Категорія: Фундаментальна соціологія | Додав: koljan (02.12.2012)
Переглядів: 807 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП