Любой руководитель или консультант, приглашен ный на предприятие для реорганизационных мероприятий, начинает с ана лиза исходной ситуации. Таким документом явился социальный паспорт, ко торый впервые стал разрабатываться на предприятиях Горького в 60-е гг. Пи онером нового движения — за социальную паспортизацию — явилс; известнейший ученый-социолог проф. С.Ф. Фролов.
Рис. 9. Программа социального развития предприятия В паспорте прежде всего приводятся описательные показатели, или по казатели-дескрипторы, с помощью которых осуществляется ориентировоч ный зондаж структуры изучаемого объекта, динамики и причин его разви тия, выявление его места в системе внешних связей и сравнение с другим! объектами. Социальные показатели (цифровое описание статики или дина мики социального явления, например, текучести кадров — выражаемом i количестве уволившихся за год) служат диагностическим инструментом, т.е отражают исходное состояние управляемого объекта, а значит и вытекающие отсюда социальных проблем. «Диагностические показатели позволяют оце нивать исходное состояние управляемого объекта с точки зрения обществен ных целей, принимать решения о плановом воздействии на него и перехо дить таким образом к программированию изменений»32. Составление соци ального паспорта, основное назначение которого состоит в выявление проблемной ситуации на предприятии, по мнению Г.С. Батыгина, может заканчиваться созданием дескриптивной модели. Здесь выясняется, какие и: описанных проблем: 1) выходят за пределы компетенции администрацир предприятия, например, изменение режима работы городского транспорта 32 Иллнер М. Указ. соч. С. 141-142. 417 доставляющего рабочих; 2) могут с течением определенного времени исчезнуть сами собой без управленческого вмешательства.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Социальный паспорт» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»