ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Соціологія » Фундаментальна соціологія

СОЦИАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ В 20-30-е гг.
Известно, что в 20-х гг. в нашей стране проблемами научного изучения и практической организации труда и управления занималось свыше 10 научно-исследовательских институтов. Кроме того, на предприятиях и в организациях существовали тысячи первичных ячеек движения НОТ, технических бюро, секций и т.д. Только в 1923 г. было опубликовано около 60 монографий (в том числе и переводы зарубежных изданий) по названной проблематике. В 20—30-х гг. выходило почти два десятка журналов по проблемам управления и организации производства, где публиковались результаты конкретных исследований о социальных вопросах труда1. Если в начале 20-х гг. первые научные школы по изучению технико-организационных и социально-экономических проблем труда еще только зарождались, то во второй половине 20-х гг. их теоретические позиции были уже достаточно четко сформулированы. Крупные научные центры сложились в Москве, Ленинграде. Харькове, Казани, Таганроге и других городах.
Вопросами управленческого контроля, коллегиальности и единоначалия, совершенствования организационной структуры, стиля управления занимался Всеукраинский институт труда (г. Харьков) под руководством Ф.Р. Дунаевского. Рационализацию труда и управления он понимал прежде всего как процесс социальный2. В основу своей классификации Дунаевский положил принцип структурной роли функций в системе целого. Были выделены три основные фазы организационного процесса: 1) инициация, т.е. воплощение проекта административной структуры в первых реальных действиях, 2) ор-динация, т.е. период отладки деятельности управленческого аппарата до нормального его функционирования, 3) администрация, т.е. оперативная работа по решению управленческих проблем в сложившейся системе руководства. Соответственно выделяются и три типа функций: починные, устроительные и распорядительные3. Характерная особенность теории Дунаевского — стремление повысить обоснованность управленческих решений. Отсюда внимание, которое уделялось в институте анализу распоряжений, отчетов и другой объективной информации.
Конкретные исследования, широко проводившиеся харьковскими учеными, показали, что один из способов уклонения представителей администрации от исполнения приказов — перекладывание своих обязанностей на «твор-
См.: Гвишиани Д. М. Организация и управление. М, 1972. С. 6.
См.: О предпосылках рациональной организации // Тр. Всеукраинского ин-та труда. Харьков, 192Х. Вып. 2. С. 6. 3 Там же. С. 13-16.
354
ческую активность масс». Выяснилось также, что мелочная опека, излишне детальные распоряжения вредят исполнению, поскольку рядовой работник боясь ошибиться, постоянно заглядывает в инструкцию и тем самым удли няет срок выполнения задания. Руководитель авторитарного стиля чаще зло употребляет жесткими методами контроля. Постоянный страх наказани: травмирует психику исполнителей и вызывает обратный эффект, негативж влияя на самого администратора. Последний начинает применять директив ные методы в ситуациях, где они объективно не нужны.
Есть множество способов маскировать неспособность администрации i действительному руководству: злоупотребление коллегиальностью в процесс! принятия управленческих решений, т.е. подмена персональной ответствен ности коллективной, а значит обезличенной, привлечение руководителей вы шестоящих инстанций «для согласования», выполнение руководителем ра боты, которую должен делать исполнитель и т.д.
Центральная концепция харьковской школы — методология «рациональ ной организации» — требовала строить проект любой управленческой струк туры, исходя не из априорных принципов, а с учетом конкретных ситуаций Для этого разрабатывались параллельные варианты решений одной пробле мы, что позволяло выбрать оптимальное. При этом отвергалась абсолютиза ция любого управленческого принципа, в частности разделения труда4.

Инновационная деятельность по совершенствованию социального управления на предприятиях в 20-е гг. не ограничивалась рамками НОТ и разработкам! советских нотовцев (А. Гастева, Н. Витке, Ф. Дунаевского и др.). Не меньшую рол! играли методы психологии труда, или психотехники — именно ее следует счита-п предшественницей послевоенной социолого-психологической службы на предприятии. Вот почему о развитии психотехники в 20-е гг. надо сказать особо.
Психотехника (термин предложен в 1903 г. немецким психологом В. Штерном) разрабатывала конкретно-психологические методы решения практических задач. Ее основателем считается Г. Мюнстерберг. Заметным общественным явлением, своего рода модным поветрием, психотехника стала в годы первой мировой войны. В 20-е гг., когда советская власть решила взять нг вооружение психотехнические методы с целью усовершенствования профессионального отбора и обучения работников, специалисты-психотехники трудились на заводах и фабриках, а сотрудники научно-исследовательских учреждений осуществляли связь с производством через систему хоздоговоров и научного шефства. Диапазон решаемых ими задач был достаточно широк профотбор и профконсультации, профессиональное обучение и рационализация труда, борьба с профессиональным утомлением и травматизмом, психогигиена и психотерапия, наконец, создание психологически обоснованны> конструкций машин и оборудования.
В 1918 г. по инициативе В.М. Бехтерева в Петрограде организовано учебное и научно-практическое учреждение — Институт по изучению мозга и
Для сравнения отметим, что принцип разделения труда как критерий эффективности организации Управления господствовал в «классической» школе менеджмента. Начиная с 30-40-х гг. он подвергается основательной критике, в частности, М. Фоллетт, Ч. Барнардом, Г. Саймоном, Р. Лайкертом ДР- В нашей же литературе его критика прозвучала в конце 20-х гг.
355

психической деятельности. Здесь действовали лаборатории рефлексологии труда, экспериментальной психологии, психологии профессиональных групп, Центральная лаборатория по изучению труда. Бехтерев же явился инициатором масштабного проекта профконсульта-ции, при его участии создано первое Бюро профконсультации (руководил им А.Ф. Кларк) на базе Биржи труда и обследовано более 7 млн человек по всей стране. Кроме того, организована широкая сеть (несколько десятков) городских бюро профконсультации в РСФСР5.
Первые советские психотехнические лаборатории появились в Москве, Ленинграде, Харькове, Казани и Свердловске в 1922—1924 гг. Так, например, в Казанском институте НОТ изучалась зависимость скорости работы от настроения, темперамента и мышечного напряжения, вопросы трудоспособности женщин, утомляемость при занятиях умственным трудом, в психологической лаборатории были составлены специальные профили профессий (педагога, инженера, врача, бухгалтера). В это время здесь трудились А.Р. Лурия, М.А. Юровская, И.М. Бурдянский.
Большинство психотехнических лабораторий ориентировалось на отбор будущих работников, но «кое-где стали проверять тестами профессиональную пригодность уже работающих специалистов. Так, в 1929 г. ведущие психотехники выступили с осуждением тестирования профпригодности бакинских шоферов, когда якобы негодные были отстранены от работы. Еще раз было подчеркнуто, что профотбор нацелен только на вновь поступающих, результаты тестирования менее надежны, чем практика, поэтому тех, кто успешно справляется со своими профессиональными обязанностями, недопустимо оценивать на основе тестов, а категорические выводы делать только на основании тестирования нельзя»6. Увлечение профотбором было столь сильным, что всю психотехнику начали путать с этим методом.
Созданная в 1932 г. Психофизическая лаборатория при Горьковском автозаводе (руководитель К. К. Платонов) имела в своем составе кабинет производственной физкультуры, санитарно-гигиеническую лабораторию, кабинет по учету и анализу травматизма и заболеваемости, музей и исследовательский
5 Комозин А.Н., Кравченко А.И. Популярная социология. М., 1991. С. 44.
Кожухова О.А. Психотехнические тесты профессиональной пригодности // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1986. № 2. С. 64.
356
сектор. Выполняя заказы предприятия, тесно соединяя науку с производство]у лаборатория ГАЗ развернула фронт работ по двум направлениям: расстановк рабочей силы (разработка психофизических паспортов рабочих мест и рацио нализация женского труда, труда подростков, профработ) и рационализаци. режима труда и отдыха (оргтехника, внедрение «микрофизкультуры», анали трудового процесса, введение пауз для снятия утомляемости). Интересен ме тодический подход «газовцев»: ими применялись сплошные и выборочные об следования работников завода, опросы экспертов, различные тесты (куб Лин ка, собственная модификация доски Кембла, ламповый тахистон), проводи лась экспериментальная проверка внедренческих проектов и программ.
На московском заводе «Шарикоподшипник» администрация и обществен ные организации сотрудничали с учеными лаборатории психологии труда Ин статута охраны труда ВЦСПС В.М. Давидович, К.М. Караульник, Х.О. Ривлин; и Ю.И. Шпигель. К середине 30-х гг. они успешно завершили ряд эксперимен тов по ритмизации трудового процесса, которые привели к значительному по вышению производительности труда7.
В 20—30-е гг. в стране действовала широкая сеть психотехнических и психофизиологических лабораторий на фабриках и заводах. В частности, промышленный Урал за короткий срок (немногим более года) покрылся сетьк психотехнических лабораторий при крупнейших новостройках и реконструируемых предприятиях. Для того периода характерно хорошо налаженное сотрудничество психологов, физиологов, гигиенистов труда, инженерно-технического персонала предприятий, специалистов по организации и охране труда. В стране функционировали лаборатории, которые проводили комплексные исследования человеческого фактора и трудовой деятельности.
В лаборатории Московского электрозавода (руководитель А.Ф. Голъдберг) сотрудники действовали в тесном контакте с рабочими, которые были не толькс испытуемыми, но и активными участниками всех начинаний. Здесь проводился основательный психофизиологический анализ процесса работы на агрегатах, изучались санитарно-гигиенические условия труда в цехах, разрабатывались практические рекомендации, охватывающие вопросы рабочего места, системы трудовых операций, режима рабочего дня. К1924 г. в большинстве авиационных школ организуются психофизиологические лаборатории, экспериментально-психологические исследования проводятся на железнодорожном транспорте, в учебных и научно-исследовательских учреждениях, на стройках и промышленных предприятиях. Оригинальные методики исследования психофизического утомления на производстве предположили Е.И. Рузер, З.И. Чучмарев, А.П. Нечаев. Колебания работоспособности при работе на конвейере изучались НА. Эппле; деятельность Н.М. Добротворского касалась вопросов, которые сейчас определяются как эргономическое обеспечение проектирования, создания и эксплуатации самолетов. На московских заводах «Серп и молот» и «АМО» исследование проблем социальной активности, мотивации поведения работников, организации соревнования и ударничества, удовлетворенности работой проводил В.М. Коган. Причем, использовались как социологические, так и психологические методы. Широко применялись хронометраж, самонаблюдение и объективное наблюдение, эксперимент, массовые опросы, анализ документов и статистики8.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «СОЦИАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ В 20-30-е гг.» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Формати повідомлень і прикладні програми роботи з електронною пош...
Перевірка постановки обліку капітальних інвестицій на підприємств...
Затвердження
ОСНОВНІ НАПРЯМИ ДІЯЛЬНОСТІ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКУ
МІЖНАРОДНИЙ ВАЛЮТНИЙ ФОНД І ЙОГО ДІЯЛЬНІСТЬ В УКРАЇНІ


Категорія: Фундаментальна соціологія | Додав: koljan (02.12.2012)
Переглядів: 516 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП