Аналитическая традиция в отечественной статистике появилась позже, именно во второй половине XIX в. и была связана с именем великого бель гийского статистика и социального ученого А. Кетле. По мнению наши историков, в том числе И.Н. Миклашевского, идеи Кетле пробивали се£ дорогу в России очень медленно. Как это часто бывает, первым толчком проникновению великих идей служит творчество эпигонов, которые, заим ствуя оригинальные идеи, в лучшем случае механически и почти дословн их воспроизводят (для чего надо хорошо владеть иностранным языком иметь доступ к новейшей литературе), а в худшем пытаются их перетолкс вать, расширить, дополнить, в конечном итоге полностью или частично и орлов И.Я. Обозрение экономической статистики России. СПб., 1817. 269 искажая. Роль такого передаточного звена, по мысли А. Кауфмана, выполнили Срезневский, Порошин и Рославский40. Их суждениям о Кетле присуща крайняя осторожность и чрезмерный консерватизм. Указывая на необходимость большего проникновения в статистику «цифирного элемента», Рославский в то же время весьма сдержанно и даже отрицательно относится к аналитическим приемам Кетле, полагая, что «подобные нововведения должны быть допускаемы с величайшею осторожностью». С середины 1860-х гг. в России стали проводиться так называемые «однодневные» переписи населения в городах, а земства некоторых губерний проводили подворные переписи крестьянского населения. В 1866 г. вышел первый сборник Центрального статистического комитета «Статистический временник Российской Империи», который стал ежегодным.
Приблизительно до 70-х гг. прошлого столетия восприятие методологических принципов и статистико-философ-ских взглядов А. Кетле в русской статистической литературе было чисто поверхностным. В «Учебных записках по статистике» профессора С.-Петербургского университета Э.Р. Вредена41 и «Курсе статистики» Н.Л. Карасевича содержалось немало упоминаний основных идей Кетле: метод вычисления средних величин, в которых выражаются общие законы, учение о среднем человеке, мысли о регулярностях, наблюдаемых в человеческих действиях, о переводе общественных явлений на язык точного измерения, о том, что вероятность любого факта выражается корнем квадратным всей суммы наблюдаемых явлений и т.п. Воспринимая идеи Кетле, отечественные статистики не всегда точно, а иногда просто искаженно их передавали. Так случилось, в частности, с трактовкой вероятности. По мнению А. Кауфмана42, Вреден «совершенно неправильно представлял себе не только сущность предложенных Кетле приемов измерения степени точности результатов статистического наблюдения, но даже существо понятия вероятности («вероятность... выражается квадратным корнем суммы...»)». Автор то целиком становится на почву методологических принципов Кетле, то, отказываясь от них, возвращается к идеалам «старой описательной статистики mixtum compositum из экономической географии с рассеянными среди описательного материала политико-экономическими соображениями»43, которые укладываются в привычную схему «старой школы»: территория—население—народное хозяйство—государственный быт.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Аналитическая традиция» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»