ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Соціологія » Фундаментальна соціологія

СОЦИАЛЬНОЕ И СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
Взаимозаменимость двух терминов наглядно ощущалась в первоначаль ном наименовании Института социологии: в момент своего создания в 1968 г он назывался Институтом конкретных социальных исследований (ИКСИ) Тогда предполагалось, что сочетание «конкретные социальные» равносиль но термину «социологические». Для их уравнивания было несколько причин Первая, теоретико-методологическая, заключалась в интерпретации понятия «социальное». Его использовали в двух значениях — широком и узком В широком смысле социальное равносильно общественному, поскольку i переводе с латинского «социальное» означает именно «общественное». Но i советской традиции, идущей, видимо, от исторического материализма, вес общество было принято делить на четыре сферы: экономическую, политическую, социальную и духовную. А поскольку сфера это часть общества, возникал парадокс: в одном случае социальное равно целому (социальное = общественному), в другом — только части (социальное = социальная сфера)
Противоречивыми оказались как предмет социологии, так и ее статус. С одной стороны, социология призвана изучать общество в целом, а не толькс одну его сферу, обобщая достижения всех специальных дисциплин (таковы-
81
ми считались психология, юриспруденция, экономика, педагогика, политология, культурология). Но если социология — общая наука, то ее надо называть обществознанием. Но так именовать ее было нельзя: обществознание — это сумма всех специальных наук, перечисленных выше. Иначе говоря, обществознание в советское, а также и в постсоветское время, было собирательным названием для самых разных наук, изучающих общество. Обществоз-нания как самостоятельной науки никогда не существовало. Не существует его и сейчас. В советское время оно называлось обществоведением, а представителей наук, родственных социологии (будь то юристы или философы) называли обществоведами. По старинке их именуют так и сегодня, хотя в средней школе, которая стремится быть всегда в авангарде, от прежнего термина отказались, заменив его новым — обществознанием. Считается, что изменение названия отражает изменение идеологических ориентиров преподавания, прежде всего отказ от устаревших догм марксизма.
В этом самом марксизме и происходила нешуточная полемика вокруг понимания категории социальное, в зависимости от решения которого по-разному понимался статус социологии — быть ей интегральной или специальной наукой.
Когда в 1838 г. О. Конт придумал слово «социология», — он понимал его как «науку об обществе», причем единственно существующую. Никаких других общественных наук — права, психологии, политологии или экономики — на горизонте научного знания в те годы не появлялось. Соперниками социологии были математика, физика, химия, астрономия, биология — науки древние (кроме биологии) и достаточно авторитетные. Выбивая социологии место среди других наук, Конт сразу же поставил ее выше всех других — на самую вершину научных знаний, полагая, что там ей будет не только спокойней, но и хлопотней: именно у социологии самый сложный на свете объект изучения — все общество и каждый его элемент в отдельности. Конт, по понятным причинам, не мог ответить на вопрос — частной или общей дисциплиной является социология. Она была, по всей видимости, и той, и другой.
По мере развития научных знаний, возникновения экономики, этнографии, антропологии, психологии, политических наук, развернулась борьба за общий пирог — общество. Кто именно и что будет изучать? Как решился вопрос в конечном счете, мы знаем: достаточно в любом словаре прочитать, что выступает предметом, скажем, психологии или антропологии.
Но, чем больше появляется социальных наук, тем более заброшенной остается категория и область социального: ее вроде бы изучают все понемножку и никто конкретно. Разобраться в ситуации, а заодно навести порядок в научном хозяйстве взялись большевики — пусть даже в отдельно взятой стране. Советские философы, численно преобладавшие в советском об-ществознании, занимавшие властные посты в академии наук, в вузовских и партийных структурах, заявили, что та часть марксистской философии, которая повернута в сторону общества (другая ее часть, диалектический материализм, был развернут в сторону природы, а потому не давал житья своими советами физикам, химикам, биологам и прочей естественно-научной братии), а именно исторический материализм, будет выполнять роль дирижера, а все прочие социальные науки — роль солистов в оркестре. Именно истмат призван был сочинять партитуру, а затем, в лице своих дирижеров (ди-
82
ректоров исследовательских институтов, бюро, заведующих кафедр, секре тарей по науке и идеологии) руководить ее претворением в жизнь.
Одним из таких дирижеров был в свое время директор ИСИ АН ССС] М.Н. Руткевич. Он определял, кто останется на командных высотах социо логической науки, чем должен заниматься полковник или лейтенант, н; решение каких задач нацеливать батальоны, роты, взводы. Если правильш задать ориентир, то в итоге получишь нужный результат. Генеральный штаб а именно ведущие профессора, член-корреспонденты и академики, отвеча ющие перед ЦК КПСС за состояние общественных наук в стране, в том числ< социологии, продумывали ключевые категории, определяли иерархию i структуру научного знания, главные маршруты, по которым должны дви нуться войска исследователей. Над социологическими штабами возвышалoci еще множество инстанций и более важных штабов, прежде всего идеологи ческих, которые пресекали любое стремление социологов к суверенитету \ самостоятельности.

Рис. 22. Небольшие сопки должны
занимать специальные науки, а главнук.
высоту — марксистская социология
На генеральской карте социологии, одобренной идеологическим генштабом, значилось, что небольшие сопки должны занимать специальные науки, а главную высоту — марксистская философия. Так, М.Н. Руткевич пишет: «Экономическая, историческая, юридическая, психологическая и другие частнотеоретические дисциплины, хотя причисляются к категории «социальных» наук, изучают не всю совокупность различных сфер общественной жизни в их целостности, а лишь одну из них, т.е. закономерности функционирования и развития отдельной области жизни... Экономика исследует поведение и взаимодействие людей в сфере хозяйственных отношений. Предметом же марксистской социологии является изучение общих закономерностей функционирования и развития общества... социология имеет своим предметом общие закономерности функционирования и развития общества, чем она собственно и отличается как от частных общественных наук, так и от исторической науки»1.
Обосновывая выделенный статус социологии, ее отличия от рядового состава социальных наук и приближенность к генералитету, автор ссылается на главный авторитет — сочинения К. Маркса, у которого понятие социальное дается как в общем, так и в частном аспектах. В Предисловии «К критике политической экономии» (1859 г.) он рассматривает социальные процессы в обществе как нечто отличное от экономических, политических и духовных процессов. Если это так, то социология, изучая социальные процессы, возвышается над экономикой или политологией, так как ее социальное не равно их социальному. У них социальное — это особенное, ограни-
1 Руткевич М.Н. О значении и структуре теоретического уровня социологических исследований // Социологические исследования. 1984. № 2. С. 16—17.
83
ченное рамками своей сферы, а у социологии социальное — это общественное, охватывающее все сферы.
Однако заявить так в те годы, означало навлечь на себя гнев вышестоящих инстанций и лишиться всех должностей. Дело в том, что социальным как общественным ведал исторический материализм, от которого кормились многие тысячи завкафедрами, секретарей, консультантов и пр. Они, а не социологи, управляли идеологическими институтами страны. Социология не пользовалась особым авторитетом в высших кругах страны, чаще всего ее отождествляли с опросной наукой. Так что замахиваться на интегральный статус, звание науки об обществе, было равносильно смерти, поэтому социологические генералы стали искать компромиссные и обходные пути. Один из них — двойственное понимание категории социальное и двойственный статус социологии. Она вроде бы равна другим социальным наукам, но является первой среди равных — с одной стороны она совсем приблизилась к историческому материализму, а с другой стороны — не посягает на его полномочия.

Рис. 23. Не меньшее, если не большее,
чем социология значение имел тогда
научный коммунизм
Настаивать на двойственном статусе социологии, на признании ее первой среди равных было и сложно и нужно. Экономика например, имела не меньше прав быть первой среди равных, чем социология. Во-первых, она изучала производственные отношения и производительные силы, которые, согласно Марксу, составляли базис общества, а социологи всего лишь исследовали общественное мнение. Во-вторых, экономисты занимались реальным делом, распределяли и перераспределяли реальные денежные потоки в громадном народном хозяйстве страны. Не меньшее, если не большее, чем социология, значение имела тогда политология, которую заменял научный коммунизм. Он отвечал за идеологическую целостность страны, следил за идейной лояльностью широких масс населения, определял международную стратегию государства — т.е. в руках представителей этой науки была сосредоточена такая сила, которая и не снилась социологии.
По существу, никакой социальной базы у советской социологии не было. На западе ее опорой служил средний класс, ряды которого постоянно расширялись. В советском обществе демиургом считались два класса — рабочие и крестьяне, которым социология была не нужна. Для этих классов социальное представляло собой классовую борьбу, а не классовый мир, как в западном обществе. Субъектом социологии и носителем категории социальности выступала хлипкая (по масштабам, роли и влиянию) прослойка интеллигенции.
Статус, предмет и место социологии в обществе не могли не быть двойственными. Анализируя «вопросы социальной политики партии и государства, социальные проблемы в развитии общества», социология, по мне-
84
нию М. Руткевича, обращается к социальному в узком значении2. Говор: попросту, когда проходишь перед трибуной, бери под козырек. Перед гене ралом и полковник — рядовой. В узком смысле социология — наука о соци альных явлениях и процессах, а их, помимо процессов экономических, ду ховных и политических, очень много. При их описании социолог превраща ется в обычного труженика, постоянно гоняемого по полям, заводам командировкам. Таким образом социология приравнивается к другим соци альным наукам.

Но, с другой стороны, социология, напоминает М. Руткевич, это еще и наука об общих закономерностях функционирования и развития общества. Этим не занимаются ни экономисты, ни политологи, ни психологи. Разве что только философы-марксисты. Социологи могут чувствовать себя приближенными к трону. Теперь они уже стоят на той самой трибуне, проходя мимо которой представители всех других, частных наук, должны отдавать честь.
Рис. 24. Социологи могут чувствовать себя приближенными к трону
Хитрый статус социологии — быть своей среди чужих и чужой среди своих — позволяет ее представителям и
позволял раньше вторгаться в любую область, обязательно находя там соци альные аспекты и превращая их в предмет своего изучения. Действительно социальные стороны есть у воспитательно-педагогических, экономических идеологических, политических и т.д. явлений и процессов. Социальное ест) везде, везде должен существовать и жизненный интерес социологии, ее жиз ненное пространство. Получается, что она для всех своя.
Вместе с тем, претензии на всеобщность и частность в одном лице ташп в себе немалые опасности. Если социальное, как воздух, существует везде то и заниматься его изучением может каждый. Поэтому юристы, кадрови ки, психологи, политологи, экономисты, партийные работники успешж проводили исследования, касающиеся мнений, взглядов, поведения и отно шений между людьми, совершенно справедливо называя их социальными Поскольку социологической грамоте они обучены не были (тем более что i стране вообще никакого социологического образования не существовало исследования они проводили как умели и как хотели. Хотя академические социологи брезгливо отворачивались от них как от доморощенного ширпотреба или сфальсифицированного товара, изготовленного чуть ли не в подпольных цехах, сами производители имели все права считать свое исследование социологическим. При этом они кивали на самих социологов, которые никогда не имели четких критериев разграничения социального \ социологического, десятилетиями спорили об их сущности, постоянно путались в элементарных вещах и даже назвали главный форпост своей наукг Институтом конкретных социальных исследований.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «СОЦИАЛЬНОЕ И СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Способи захисту від кредитного ризику
Планування аудиту нематеріальних активів
Аудит операцій за рахунками в банках
ЕКОНОМІЧНИЙ ЗМІСТ ВИЗНАЧЕННЯ РІВНЯ ЯКОСТІ ПРОДУКЦІЇ
Загальна характеристика стільникової мережі зв’язку


Категорія: Фундаментальна соціологія | Додав: koljan (02.12.2012)
Переглядів: 673 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП