Качественные и количественные исследования, фундаментальные и прикладные образуют логический квадрат (рис. 21)
Фундаментальные исследования Прикладные исследования Структурный функционализм,Марксизм,Институционализм Заводская социология, Социальное планирование Символический интеракционизм,Феноменологическая социология,Социодраматургия Прикладная антропология, Маркетинговые исследования Рис. 21. Соотношение четырех типов исследования на схеме логического квадрата В квадратах пересечения показаны яркие примеры того или иного ТИПЕ исследования. Так, яркими представителями прикладного количественногс исследования выступают заводская социология, социальное планирование маркетинговые исследования. Фундаментальные и прикладные исследования различаются: а) направленностью получаемого знания — на развитие науки и углубление познания или на решение практических задач, конкретных проблем; б) местом работы социологов — в университетах или фирмах. Фундаментальная социология подразделяется на теоретические и эмпирические исследования. Прикладная социология — на прикладные и практические исследования Количественная и качественная методологии различаются: а) методом получения знания — формализованными (математико-статистическими) или неформализованными (глубинное интервью, фокус-группы); б) уровнем изучаемых явлений — общество в целом (макроанализ) или индивид и малые группы (микроанализ). Обобщая сказанное выше о свойствах качественных и количественны* методов, можно построить таблицу, которую можно считать продолжением, конкретизацией и завершением построенного выше логического квадрата различных исследовательских стратегий в социологии (табл. 2). 77 Таблица 2 Сравнение качественных и количественных методов
Количественные методы Качественные методы Что исследуют с их помощью знь общества на основе объективных статис-ескихданных Жизнь общества на основе субъективных свидетельств людей Кругизучаемыхтем, вопросов, проблем ичные и общественно значимые события: рация, социальные и этнические конфликты, зис социальных институтов и др. Нетипичный индивидуальный опыт (болезнь, ре-лигиозныеубеждения, потребление наркотиков), личные биографии Первичные данные одированные ответы респондентов, статис-еские данные, официальные документы Текстовые записи интервью и наблюдений, личные и официальные документы, фотографии эвичными считаются любые данные, в том ле о субъективных мнениях людей, удобные i обработки методами математической статики Первичными являются данные о субъективных мнениях людей, выраженные чаще всего пространными высказываниями, реже —жестами, символами, отражающими их взгляды Предмет изучения анальный мир больших групп людей ;повторя-,иеся, типичные черты; глобальное общество, сальная структура и институты, социеталь-з системы; миграция народов Жизненный мир индивидов или малых групп; неповторимо личные, уникальные черты; локальные сообщества, чувства, взгляды, восприятие; каждодневные социальные практики людей цественная жизнь Частная жизнь Уровень научного анализа кроанализ Микроанализ диальное Индивидуальное Характеристики языка эдлагаютрезультаты измерений, выраженные искусственных (формализованных) языках Предлагают результаты наблюдений, записанных с помощью естественного, разговорного языка На какие вопросы отвечают элько? Откуда? Почему? Каким образом? Как ;то?Какдолго? Что это? Откуда? Почему? Каким образом? Каков смысл? Теоретико-методологическая база зитивизм, количественная методология, тео-ч измерения, теория вероятностей, математи-жая статистика Понимающаясоциология, феноменология, гуманистически ориентированная социология, социальная драматургия Теоретико-методологическая ориентация гический позитивизм, т.е. поискфактов и при-i социальных феноменов без особого внима-ч к субъективным состояниям индивидов Феноменологизм, т.е. понимание человеческого поведения, исходя из интерпретации субъекта Научные принципы ъективность и незаинтересованность, невме-тельство наблюдателя в ход исследования, эбода от оценочных суждений Метод вживания, субъективность и пристрастность, опора на оценку ситуации и фактов, заинтересованность, герменевтика и расколдовывание смысла ъектоцентричность, дистанцированность от товека Человекоцентричность, максимальная приближенность к человеку "отение к естественно-математическим на-»м и точности, рациональности и рассудочно-1, дедукции, расчету Тяготение кискусству, художественному воображению, интуиции, индуктивным методам 78 Таблица 2 (Продолжение} Сравнение качественных и количественных методов
Количественные методы Качественные методы Теория и метод Четкое разграничение теории и метода как раз-ныхформ научной деятельности, различныхсис-тем правил, технологий построения Нераздельность теории и метода, теория как метод: постоянное движение от концептуализации к сбору данных и обратно (их интерактивность) Теория и факты Факты нужно приспосабливать ктеории Теория должна приспосабливаться к фактам Вид используемых теорий Гипотетико-дедуктивные, казуальные, формализованные, номотетические, идеальный тип, граф-теории Неформализованные, недедуктивные, описательные (граунд-теории), идеографические, паттерн-теории Методы Опрос — утомительный экзамен по заранее составленным вопросам Интервью — неформальный дружеский разговор в доверительной обстановке Анкетный опрос, контент-анализ (количественный анализ), структурированное наблюдение, формализованное интервью, экперимент Участвующее наблюдение, неформализованное интервью, качественный анализ личных документов (текстовых, реже визуальных — фото- и видеоисточников) Гипотезы Гипотезы выдвигаются «на входе» Гипотезы выдвигаются «на выходе» Гипотезы формулируются в программе до начала сбора данных Гипотезы формулируются по ходу исследования и могут меняться в процессе сбора данных Инструменты измерения Разрабатываются и проверяются в пилотаже, обычно формализируются Создаются в ходе полевого исследования, не пилотируются и не формализуются Одининструмент(анкета)можетиспользоваться неоднократно разными исследователями в разных исследованиях Один инструмент создается как уникальный интеллектуальный продукт, используется однократно, всякий раз создается заново Измерительные инструменты разрабатываются вначале и принимаются по итогам пилотажного этапа Измерительные инструменты разрабатываются по итогам полевого этапа Характеристики используемых методов Числовые Нечисловые Стандартизированные Нестандартизированные Жесткие Мягкие Объективные Субъективные Выдвижение понятий Общие понятия операционализируются до разработки инструментария и начала полевого исследования Общие понятия становятся более конкретным!/ лишь в результате послеполевого обобщения Роль исследователя Роль исследователя минимальна, он выступает пассивным инструментом познания Роль исследователя велика, он выступаетактив-ным инструментом познания Представление обработанных данных Ввидестатистическихраспределений, шкал, коэффициентов связи В виде высказываний, фрагментов документов наблюдений, транскриптов 79 Таблица 2 (Окончание) Сравнение качественных и количественных методов
Количественные методы Качественные методы Что делает исследователь оциолог изучает поведение людей какпредста-/ггелей больших социальных групп, субъектов эциального взаимодействия, которое возника-г, формируется и развивается в социальных ор-1низациях и социальных институтах общества, оциология как строгая наука представляет со-о\л единство теоретического и эмпирического нания, которые социологи получают при помо-,и опроса, наблюдения и анализа документов, олученные таким образом данные социология >уппирует, классифицирует и обрабатывает на знове приемов математической статистики. В эзультате получается социально-типическая фтина поведения, ценностных ориентации и нений людей. Социология — логически строй-ая система достоверного знания — позволяет вводить закономерности и тенденции в проте-1нии социальных процессов, прогнозировать /дущие события Социолог постигает мироощущения людей и смыслы жизни; все время находится среди людей и в гуще событий; анализирует поток разнохарактерных полевых материалов; гибко строит процесс сбора данных, не придерживается жестко заданной программы и первоначальной стратегии исследования, постоянно меняет их с учетом реальных обстоятельств; осуществляет «монтаж» фрагментов информации об изучаемой реальности в концептуальное видение; многократно возвращается к начальным этапам, критически переосмысливает ситуацию, распознавая реальные противоречия и несоответствия, сопоставляя ситуацию с теоретическими представлениями47 Результаты представлены в виде груктурированного и кодифицированного текс-1, часто принимающего вид табуляграмм, таб-1ц, графиков и т.д. Неструктурированныхтекстовых материалов, содержащих оценочные высказывания людей о практике своей жизни Верификация швный прием в подтверждении научного стату-iтеории Почти запрещенное, грязное слово в тезаурсе «качественников» В заключение стоит сказать вот о чем. Для современной методологии науки характерен плюрализм в выборе методов и методологии эмпирического исследования, признание равноценности различных стандартов научности. Типологические таблицы, классификации и логические квадраты служат всего лишь пропедевтическим приемом, помогающим лучше уяснить природу и отличительные черты того или иного метода, той или иной стратегии, но никак не руководством к научному поиску, где фантазия ученого раскрепощена и он выбирает метод, наилучшим образом соответствующий его целям и задачам. А задачи научного исследования чаще всего требуют комплексного подхода к проблеме, сочетания самых разных техник, методов и приемов.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ЛОГИЧЕСКИЙ КВАДРАТ ТИПОВ ИССЛЕДОВАНИЯ» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»