Фундаментальные науки имеют своей целью познание объективной действительности такой, как она есть сама по себе. Прикладные науки имеют совершенно другую цель — изменение природных объектов в нужном для человека направлении. Именно прикладные исследования непосредственно
сытившийся впечатлениями в Питере, вниз по Волге турист плывет «объевшийся», ему нужно дать переварить многочисленные впечатления. Варианты учета закона убывающей предельной полезности в этом случае могут быть достаточно разнообразными. Можно несколько сократить экскурсионную программу в городах следования, предложив туристам какие-то диковинные тур-продукты. Например, в Ярославле предложить вниманию туристов частный музыкальный музей. Было бы неплохо найти способы удовлетворения других многочисленных потребностей туристов, помимо потребностей на новые впечатления. Например, в том же музыкальном частном музее организовать не просто путешествие в мир старых музыкальных инструментов, а организовать небольшой концерт силами работников музея (имеющих музыкальное образование) и культмассовых работников, сопровождающих теплоходный круиз. Попробуйте и вы увидите, что туристы будут очень довольны. Источник: Токарев В.Ф. Азы микроэкономики для туроператора // http://www.tours.ru/common/ default.asp?id_ext_parts=6 12 связаны с инженерией и технологией. Фундаментальные исследования обладают относительной независимостью от прикладных разработок.
Фундаментальная наука — это наука имеющая своей целью создание теоретических концепций и моделей, практическая применимость которых неочевидна6.
Задачей фундаментальных наук является познание законов, управляющие поведением и взаимодействием базисных структур природы, общества и мышления. Эти законы и структуры изучаются в «чистом виде», как таковые, безотносительно к их возможному использованию. Вот почему фундаментальное знание, равно как и фундаментальную науку во всем мире принято называть чистыми. Говорят «чистое знание», подразумевают — фундаментальное. Чистое — значит незамутненное прикладными или практическими «примесями», не направленное на что-то земное или низменное. В своей статье «О науке и ее организации в СССР», написанной еще в 1935 г., выдающийся физик, лауреат Нобелевской премии П.Л. Капица, высказал собственную версию о происхождении термина «чистая» наука: «Слово «чистая» наука появилось у нас как перевод с французского и английского слова pure (pure science). Это слово, по-видимому, в его первоначальном смысле обозначало, что в процессе изучения соблюдается известный пуританизм (так принято обычно выговаривать) намерений. Впоследствии в употреблении этого термина чувствовалось желание подчеркнуть, что наука существует для самой науки»7. Отношение к фундаментальному знанию как к привилегированному, самому престижному, наиболее почитаемому сохранилось с эпохи Средневековья. Оно символизирует более высокий статус умственного труда по сравнению с физическим, созерцания — по сравнению с деланием, теории — по сравнению с опытом. Высшие сословия и монахи занимались прежде всего умственным трудом, созерцанием, размышлением, а к физическому обращались лишь по необходимости. В античную эпоху физический труд вообще был отдан на откуп рабам. Точно так же обстоит дело и в искусстве. Высокое, или чистое искусство, обращено исключительно на себя и решение своих собственных проблем. С его помощью или пользуясь его методологией нельзя украшать ландшафт, совершенствовать промышленный дизайн и т.п. Чистое искусство не приложимо напрямую к практике, для Титов В.Н. Институциональный и идеологический аспекты функционирования науки // Социологические исследования. 1999. № 8. С. 66. Капица П.Л. Научные труды. Наука и современное общество // Ред.-сост. П.Е. Рубинин. М: Наука, 1998. С. 26. 13 этого нужен какой-либо «переводчик», т.е. совокупность принципов, учитывающих достижения высокого искусства и одновременно приспособленных к практике. Такую функцию выполняет прикладное знание. Абстрактная живопись или полотна Рубенса — это искусство для искусства, или чистое искусство. Оно доступно лишь знатокам, экспертам или специально подготовленным людям, которым в школе, а затем в вузе разъяснили теоретические основания высокого искусства. Естествознание — пример фундаментальной науки. Оно направлено на познание природы, такой, как она есть сама по себе независимо от того, какое приложение получат его открытия: освоение космоса или загрязнение окружающей среды. И никакой другой цели естествознание не преследует. Это наука для науки, т.е. познание окружающего мира, открытие фундаментальных законов бытия и приращение фундаментальных знаний. Фундаментальные исследования в нашей стране проводятся академическим сектором — Российская академия наук (РАН), Российская академия медицинских наук (РАМН), Российская академия сельскохозяйственных наук (РАСХН), а также вузовским и предпринимательским (отраслевым) секторами. На долю академического сектора приходится около 40% бюджетных средств, выделяемых на финансирование гражданской науки. Уровень исследований, проводящихся в СССР и ныне в России, в большинстве естественных наук достаточно высок. Судя по оценкам экспертов, примерно в 70% актуальных проблем всех областей фундаментальной науки работы российских ученых широко признаны в мировом научном сообществе, соответствуют или определяют уровень мировой науки. И лишь в 30% решаемых проблем признается отставание от мировых стандартов исследований8. Другое дело — прикладные исследования. Они направлены на то, чтобы изменить объекты. Непосредственная цель прикладных наук — применение результатов фундаментальных наук для решения не только познавательных, но и практических проблем. Поэтому здесь критерием успеха служит не только достижение истины, но и мера удовлетворения социального заказа. Как правило, фундаментальные науки опережают в своем развитии прикладные, создавая для них теоретический задел. В современной науке на долю прикладных наук приходится до 80—90% всех исследований и ассигнований. Действительно, фундаментальная наука составляет только малую часть общего объема научных исследований. Прикладная наука — это наука, направленная на получение конкретного научного результата, который актуально или потенциально может использоваться для удовлетворения частных или общественных потребностей9. Согласно официально принятому ЦСУ РФ определению: ♦ К фундаментальным исследованиям относятся экспериментальные и теоретические исследования, направленные на получение новых знаний без какой-либо конкретной цели, связанной с использованием этих знаний. Их результат — гипотезы, теории, методы и т.п. ...Фундаментальные исследования могут завершаться рекомендациями по постановке прикладных иссле- Ларичев О.И., Минин В.А., Шепелев Г.И. Российская фундаментальная наука в третьем тысячелетии // Вестник Российской академии наук. 2001. Т. 71. № 1. С. 13-18. Титов В.Н. Институциональный и идеологический аспекты функционирования науки // Социологические исследования. 1999. № 8. С. 66. 14 дований для выявления возможностей практического использования полученных результатов, научными публикациями и т.д. Национальным научным фондом США дано такое определение понятия фундаментального исследования: ♦ Фундаментальные исследования — это часть научно-исследовательской деятельности, направленная на пополнение общего объема теоретических знаний... Они не имеют заранее определенных коммерческих целей, хотя и могут осуществляться в областях, интересующих или способных заинтересовать в будущем бизнесменов-практиков. Фундаментальная и прикладная науки — два совершенно разных типа деятельности. В античные времена расстояние между ними было незначительным и почти все, что открывалось в сфере фундаментальной науки сразу же или в короткие сроки находило применение на практике. Архимед открыл закон рычага, который немедленно был использован в военном и инженерном деле. А древние египтяне открывали геометрические аксиомы в буквальном смысле не отрываясь от земли, поскольку геометрическая наука возникла из нужд земледелия. Постепенно расстояние увеличивалось и сегодня достигло максимума. На практике воплощается менее 1% открытий, сделанных в чистой науке. В 1980-е гг. в Америке провели оценочное исследование (цель таких исследований — оценка практической значимости научных разработок, их эффективности). Более 8 лет дюжина исследовательских групп анализировала 700 технологических инноваций в системе вооружений. Результаты ошеломили публику: у 91% изобретений в качестве источника значится предшествующая прикладная технология, и только у 9% — достижения в сфере науки. Причем лишь у 0,3% из них источник лежит в области чистых (фундаментальных) исследований10. Итак, первая тенденция, если хотите даже закономерность, звучит так: чем дольше существуют фундаментальная и прикладная наука, тем дальше они расходятся и тем больше между ними расстояние. Современная организация науки строится в рамках цикла «фундаментальные исследования — прикладные исследования — практика» (рис. 7). Последнее звено, практика, представлена обычно двумя элементами — разработками и внедрением. Так функционирует естествознание. Все технические науки являются прикладными. На выходе у них находятся конкретные технические проекты, разработки, пакеты программ, которые затем внедряются на практике.
В социальных науках функциональный цикл знаний выглядит приблизительно так же. Новые теории и идеи создаются в первом звене, а именно в 10 Подробнее см.: http://science.ng.ru/printed/polemics/2000-04-19/3_status.html 15 сфере фундаментальной науки. После чего они доводятся до практики при помощи технологий, разрабатываемых в сфере прикладной социологии. Наконец, готовый продукт, сходящий с социологического конвейера, принимает форму конкретной социальной программы, которая продается предприятиям и фирмам либо по их заказу внедряется авторами. Например, пермская система стабилизации трудового коллектива (СТК) поначалу разрабатывалась в рамках фундаментальной социологии, опираясь на ее принципы, теории, модели. После этого ее конкретизировали, придали законченную практическую форму, определили сроки реализации, необходимые для этого финансовые и кадровые ресурсы. На прикладной стадии систему СТК неоднократно обкатывали на ряде предприятий СССР. Лишь после этого она получила вид практической программы и была готова к широкому распространению (стадия разработки и внедрения). В естественно-научном знании важную роль выполняют разработки, которые переводят результаты прикладных наук в форму технологических процессов, конструкций, промышленных материалов и т.п. Они служат завершающим звеном цикла, последним рубежом научного знания перед его столкновением с практикой. Процесс внедрения означает уже непосредственно «контактный бой» научного знания с жизнью. Кто победит — неизвестно. Жизнь может отвергнуть предлагаемую программу, например переход персонала к работе по гибкому графику или на коллективный подряд, а может принять его, перестроиться на новые рельсы. В таком случае расширенная диаграмма функционального цикла выглядит так (рис. 8).
Проектные и конструкторские разработки'' представляют собой самостоятельную область исследований, возникающую на стыке прикладных наук и практики. Например, разработка и внедрение прикладного программного обеспечения, направленного на автоматизацию процессов управления, программы конверсии и реструктуризация предприятий, системы мониторинга чрезвычайных ситуаций, компьютерного моделирования последствий катастрофических явлений, разработка новых методов генетического анализа признаков у человека и животных и т.д. Согласно оценкам экспертов, среди всех видов научных работ, выполняемых сегодня российскими вузами, 40% составляют фундаментальные, 40% прикладные исследования и 20% проектно-конст-рукторские (методические) разработки (см.: Шереги Ф.Э., Харчева В.Г., Сериков В.В. Социология образования: прикладной аспект. М.: Юристь, 1997. С. 192). 16 Перевод фундаментальных результатов в прикладные разработки могут осуществлять одни и те же ученые или разные специалисты. А иногда для этого создаются особые институты, конструкторские бюро, внедренческие фирмы и компании. На «выходе» прикладных исследований стоит конкретный заказчик, выплачивающий за готовый результат немалые деньги. Поэтому конечный продукт прикладных разработок всегда представляется в виде изделий, патентов, программ и т.д. Считается, что ученые, чьи прикладные разработки не покупают, должны пересмотреть свои подходы и сделать продукцию конкурентоспособной. К представителям фундаментальной науки подобных требований никогда не выдвигают.
Некоторые специалисты полагают, что в рыночных условиях научно-техническая продукция является товаром и должна покупаться, а термин «внедрение» должен исчезнуть12. Подобное требование можно считать вполне справедливым, если относить его к прикладной, а не к фундаментальной науке. Результаты фундаментальной науки не представляют какого-либо рыночного интереса. Но, если критерий немедленной окупаемости распространится на всю науку, и государство перестанет финансировать фундаментальные исследования, они постепенно сократятся, а затем и исчезнут вовсе. Следствием этого станет разрыв с наиболее развитыми странами, не скупящимися на финансирование большой науки, и хроническое отставание от них. Когда государство сокращает финансирование фундаментальной науки, академические ученые обращаются к рыночным источникам — хоздоговорной практике, работе по заказам частных фирм, коммерческих банков, промышленных предприятий, государственных организаций, бирж. На коммерческие рельсы переходят некогда независимые и творчески свободные университеты, академические институты и исследовательские центры. У фундаментальной науки сохраняется практически единственная возможность выжить — превратиться целиком или в значительной своей части в науку прикладную. Такова общемировая тенденция, свойственная и про-мышленно развитым, и экономически отсталым странам. Социальные науки гораздо моложе естественных. Логично ожидать, что а) расстояние между фундаментальным и прикладным знанием здесь окажется меньше, б) для общения между собой им не нужен будет посредник. Так обстоит дело теоретически. А что происходит в действительности? По мнению В.А. Ядова, одного из авторитетнейших российских социологов, в социальном знании расстояние между фундаментальной и прикладной наукой незначительно, а потому никаких «переводчиков» не требуется. «Если в естественно-научном знании, скажем в физике, практическое использование фундаментальных законов для развито*торой технояо- См., в частности: По кругу адаптирования // http://adm.ict.nsk.su/HBCll998IMRiMrhUri 17 гии или получения новых материалов непременно предполагает специальные разработки, далее на их основе — инженерное проектирование, то в применении социальных знаний к практике социального регулирования дело обстоит существенно сложнее. Теория общественного развития, социальных изменений является «прикладной» уже в фундаментальных ее положениях, так как непосредственным образом влияет на практику разработки долгосрочных социальных программ исходя из прогноза социальных изменений в обществе. Примером приложения социологического знания к анализу макросоциальных процессов может быть использование теории модернизации»13 в 1990-е гг. (период перестройки и ельцинских реформ). Социологическим анализом закономерностей, тенденций и механизма общественных преобразований в бывшем СССР и России занимался целый ряд крупных ученых14. Они предприняли попытку рассмотреть российские реформы под углом зрения теории социального развития стран, запаздывающих (отстающих) в освоении современных достижений научно-технического прогресса и переживающих кризисное состояние. Социологи писали о необходимости мобилизации социального потенциала общества (развитие инициативы, предприимчивости, компетенции, правового сознания граждан), формирования динамичной социальной структуры, расшатывании жестких социально-классовых и социально-профессиональных структур, возрастании вертикальной мобильности и горизонтальных перемещений, создании эффективного социального управления, сохранении консенсуса между главными политическими силами, приоритете закона над субъективной волей и т.п. Но можно ли считать эти суждения технологией перевода теории в практические шаги? Никто не сможет дать обстоятельного ответа на этот вопрос до тех пор, пока не будет рассмотрена природа и специфика прикладных исследований.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «РАЗНЫЕ НАУКИ - РАЗНЫЕ МИРЫ» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»