Петр Николаевич Савицкий (1895—1968) — русский социолог, историк, культуролог, один из создателей концепции евразийства. Окончил Петербургский политехнический институт (1917). После октябрьского переворота эмигрировал в Европу. Преподавал в Праге на Русском юридическом факультете, затем в Берлине в Русском научном институте. С 1925 г. профессор и заведующий кафедрой экономики Русского аграрного института в Праге, затем профессор Карлова университета. В период фашистской оккупации был по распоряжению гестапо отстранен от преподавательской деятельности. В 1945 г. арестован советскими чекистами и отправлен на десятилетний срок в концлагерь. В 1956 г. после реабилитации уехал в Прагу. Основные работы: «Миграция культуры» (1921); «Степь и оседлость» (1922); «О задачах кочевниковеде-ния» (1925); «Россия — особый географический мир» (1927); «Месторазвитие русской промышленности» (1932); «Разрушающие свою Родину» ( 1935) и др. Савицкий развивал концепцию существования особого, соединяющего Европу и Азию материка — Евразии как самостоятельного географического мира. Россия, занимающая основную часть Евразии, рассматривалась им как самостоятельная цивилизация, обладающая своеобразными чертами, которых не было у цивилизаций Запада и Востока. Одна из определяющих причин неповторимости ее исторической судьбы, политико-правовой системы и духовно-нравственного облика состояла в особенностях того географического пространства, на просторах которого Россия раскинулась и которое играло роль системообразующего фактора. Масштабы евразийского мира требовали подходить к его изучению с методологических позиций геополитики, геоэкономики, геоэтнографии и т. д. Будущее России связано с ее огромной территорией, неисчислимыми природными ресурсами и географическими препятствиями, мешающими ей использовать океанские пути в мировой торговле. Оно связано с развитием государственно-частной экономики, сочетающей плановое государственное регулирование с частной инициативой и способной привести к появлению единого 336
и сравнительно автономного материкового сверххозяи-ства. Путь экономической автаркии представлялся неизбежным в условиях здравого реагирования субъектов политического управления на специфические особенности российской цивилизации. Россия, как самобытный социокультурный организм не в состоянии двинуться по пути, предписываемому стереотипами традиционного европейского политико-экономического рационализма. Ей ближе политическая метафизика динамичного равновесия материально-экономических и духовно-религиозных начал. Российская ментальность требует, чтобы право подчинялось религии, а государственность склоняла голову перед откровением. Концепция «подчиненного права» в большей мере отвечает русской духовной традиции.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «П. Н. Савицкий» з дисципліни «Історія західної соціології»