Серебряный век, давший миру мыслителей и художников первой величины, неоднократно пытался в лице многих из них осознать свою истинную культурно-историческую природу. Так, среди попыток его культурологического самоопределения наиболее заметной стала трактовка его как Ренессанса. Кризисные явления общественной жизни второй половины XIX в., резкое увеличение массы морально-правовых противоречий, их качественное усложнение и усугубление поставили перед культурным сознанием — нравственным, художественным, философским, правовым — задачу самоопределения в контексте радикально изменяющейся социальной реальности. Это существенно интенсифицировало развитие социально-философской мысли, привело к появлению крупных мыслителей и выдающихся трудов по социальной философии. Многие социальные противоречия, пребы- •330*
вавшие дотоле в свернутом виде и напоминавшие «вещи-в-себе», стали объектом разносторонних аналитических исследований при помощи различных гуманитарных средств. Глубинное неблагополучие общей социальной ситуации заставляло российскую научную и художественную интеллигенцию упорно искать ответы на «проклятые вопросы» бытия. Эта эпоха соединила и переплела в себе две социально-исторические тенденции — кризисную и возрожденческую. После реформ 1861 г. Россия переживала, по существу, свой первый настоящий культурный ренессанс. Но природа ренессанса, как известно, всегда двойственна: генезис новых духовных, социальных форм непременно сопровождается распадом и гибелью устаревших. Ситуация осложнялась еще и тем, что ренессанс пришел в Россию сравнительно поздно. В это время в Европе уже полным ходом шли процессы, связанные с развитием новой технотронной цивилизации. Россия, не успевшая последовательно пережить все естественные фазы своего духовного возрождения, оказалась втянута в общеевропейский социально-политический кризис, обернувшийся катаклизмом Первой мировой войны и дальнейшими, еще более страшными потрясениями. Ренессанс-ные начала культуры оказались обречены на то, чтобы быть снятыми и уничтоженными серией жестоких политических ураганов. Попытка взглянуть на эпоху рубежа веков как на период русского ренессанса опиралась на два основных аргумента. Первый заключался в констатации присущего русской культуре этого периода яркого и сильного всплеска духовной активности, превратившей данное время в эпоху, необыкновенную по своей творческой отдаче. Второй аргумент констатировал наличие духа антропоцентризма и антроподицеи в творчестве крупнейших деятелей культуры, энергично защищавших естественные права, свободы и достоинство человека. Российская модификация антропоцентризма предстала поначалу в форме гуманизма, но вскоре не замедлила обнаружить свою двойственность. Наряду с апологией всего «человеческого, слишком человеческого», она несла в себе • 331 >
зерна мифологии иллюзорного всемогущества человека, которые вскоре начали давать всходы в виде философем абсолютной свободы, вседозволенности, губительных для культуры и вскоре приведших российскую цивилизацию к катастрофе. В XX в. под влиянием идей западного неопозитивизма в работах К. М. Тахтарева, П. А. Сорокина, Г. Д. Гур-вича, Н. С. Тимашева социальное поведение индивидов и масс, функционирование социальных институтов рассматривалось сквозь призму эпистемологических конструкций сциентистско-бихевиористского характера с нередким использованием методов количественных измерений.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «РУССКИЙ РЕНЕССАНС НА РУБЕЖЕ XIX И XX ВЕКОВ» з дисципліни «Історія західної соціології»