Основная задача тюрьмы как социального института виделась не в ограничении свободы индивида, а в трансформации его личности и поведения. В качестве элементарной формы дисциплинарного общества тюрьма способна подавлять асоциальные наклонности индивидов и моделировать желаемые. Являясь совершенным дисциплинарным аппаратом, напоминающим одновременно казарму и завод, школу и госпиталь, тюрьма охватывает все стороны человеческой жизни, контролирует их и подчиняет определенным стандартам. Наиболее характерное воплощение идеи тюрьмы как дисциплинарного пространства Фуко видел в проекте «Паноптикум» английского правоведа и философа XVIII в. И. Бентама. В нем дисциплинарный принцип «всепод-надзорности» и тактика социальной оптики приняли зримый характер тюремной архитектуры особого рода в виде сложного сооружения, где все камеры освещены и просматриваются надзирателями. Каждая из них — подобие маленького театра с актером-заключенным на зов*
сцене, чье поведение на виду, но он сам никого не видит. Здесь действует уже не принцип темницы, а напротив, человек подвергается пытке избыточным светом и постоянным пребыванием на виду у надзирателей. Это ощущение своей постоянной подконтрольности, поднадзорности составляет суть наказания. Более того, это наглядное воплощение принципа власти в дисциплинарном обществе, где властные механизмы предельно мощны и эффективны. Придя к этим выводам, Фуко, по сути, указал на динамику социально-исторического генезиса неправовых, тоталитарных режимов, ставших предельным воплощением идеи дисциплинарного общества.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Тюрьма как социальный институт» з дисципліни «Історія західної соціології»