Мировоззрение Фуко сформировалось под преимущественным воздействием идей Ф. Ницше, 3. Фрейда, Г. Башляра. В своих работах он предложил новое видение социально-правовых проблем европейской истории с XIII по XX в. Отвергая традиционные объяснительные схемы и термины, Фуко попытался подойти к проблемам власти и насилия с позиций нового метода, который назвал «археологическим». Нетривиален и взгляд Фуко на проблему иррационального и, в частности, безумия, позволивший ему обнаружить три исторических этапа в отношении к ним. Так, в средние века рациональное и иррациональное были связаны воедино в обыденной практике. Затем в новое зремя с развитием картезианства между ними был возведен барьер. В социальной практике это проявилось как стратегия изоляции безумцев от нормальных людей. В XX в. обнаружилось множество предпосылок, позволяющих говорить о близком родстве рациональных и иррациональных форм и практик. В своей кратической концепции Фуко исходил из предпосылки, что власть всегда представляла для человеческого рассудка нечто загадочное, таинственное, внушающее смешанные чувства ужаса и восхищения. В ней всегда ощущалось присутствие чего-то демонического. Главным ее объектом, т. е. предметностью, на которую 304'
она распространяла свое влияние, являлось, по преимуществу, человеческое тело. Разные типы государств и исторических эпох различались между собой тем, что в одних условиях социальный контроль осуществлялся через прямое воздействие на человеческое тело, а в других — через опосредованные акции по отношению к нему. При этом суть власти всегда оставалась одной и той же: она была средством, позволяющим заставить конкретного субъекта сделать то, что тот не стал бы делать, будь на то его полная воля.
Ви переглядаєте статтю (реферат): ««Археология» насилия и власти» з дисципліни «Історія західної соціології»