Широкую известность обрел разработанный Яспер-сом концепт «осевого времени». Он ввел его для обозначения исторического периода с VIII по II вв. до н. э. как наиболее важного, по его мнению, для развития мировой цивилизации. • 287
Ясперс исходил из существующей в христианском мире традиции разделять мировой исторический процесс на два крупных периода: первый — до Рождества Христова, второй — после него. Этой традиции соответствуют принципы летоисчисления, принятые в большинстве современных стран. Гегель назвал время жизни Христа «осью мировой истории». Ясперс, оттолкнувшийся от гегелевского высказывания, построил оригинальную историко-цивилизационную концепцию, согласно которой подлинной «осью мировой истории» является не время жизни Иисуса Христа, а V в. до Р. X. В этом его стремлении отчетливо проступил дух секулярности и культуры модерна с его стремлением откреститься от христианских традиций, вывести исследовательское сознание во внехристианское (в данном случае, в дохристианское) ментальное измерение. Ясперс утверждал, что наиболее важные для мировой цивилизации и культуры события имели место именно в пятом столетии, а также на протяжении трех веков до него и на протяжении еще трех веков после него. Человечество долго готовилось, копило силы, чтобы, подойдя к решающему моменту, совершить великий прорыв по всем направлениям культурного развития. В результате родились такие цивилизационные формы, сложились столь продуктивные и перспективные культурные реалии, идеи, концепты, образы, которые задали тон и направленность духовно-практической жизни мирового сообщества на последующие тысячелетия.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Концепция «осевого времени»» з дисципліни «Історія західної соціології»