Ортега-и-Гассет резко критиковал западное «массовое общество» и порождаемый им тип «человека-массы», призывал к отказу от рационалистического стиля мировосприятия, к возврату к внерацианальным формам и способам ориентации в мире. Он возлагал вину за большинство бед современного общества на процессы демократизации и считал, что избежать их можно лишь путем возрождения аристократии. В его работах присутствует уверенность в том, что для современной цивилизации наибольшую опасность представляет фактор переразвития государственного начала. В XX в. государственные машины, научившиеся максимально эффективно использовать все имеющиеся в их распоряжении средства, растаптывают при помощи идеологического и полицейского насилия ростки гражданского общества. Стремясь вмешиваться во все виды общественной жизнедеятельности, они этим живут, питаются и движутся вперед. Но эта тенденция в случае своего дальнейшего усиления неизбежно повлечет за собой самые печальные результаты, поскольку государство своими грубыми вмешательствами будет давить и глушить все непосредственные, свежие, творческие порывы, станет уничтожать малейшую возможность произрастания новых, перспективных идей. В итоге все может придти к тому, что общество будет жить для государства, а человек — для государственной машины. Но этим историческая драма не за- •272*
вершится: когда современный Левиафан высосет из общества и граждан все соки, то он сам начнет постепенно чахнуть, стариться, чтобы в конце концов бесславно умереть, оставив после себя деградировавшую культуру, разваленную экономику, обессиленное правосудие и неимоверный разгул преступности.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Социологема современного Левиафана» з дисципліни «Історія західної соціології»