Философско-социологические взгляды Ортеги-и-Гас-сета близки воззрениям экзистенциалистов и частично воспроизводят отдельные идеи Ф. Ницше. Он выдвинул неоромантическую концепцию иррационального происхождения государства из такого источника, как витальная, жизнепорождающая энергия людей. Ортега рассматривал историю цивилизации как процесс, подчиненный двум главным витальным ритмам — возрастному и сексуальному. Начиная с глубокой древности первобытные племена всегда делились внутри себя на три основные возрастные группы: а) юношество, б) зрелые мужчины и женщины, в) старики и старухи. Ортега-и-Гассет назвал их «возрастными классами» и утверждал, что среди них всегда доминировал «класс юношей» как наиболее активный, энергичный и напористый. Юноши, тяготея к объединениям в молодежные «клубы», часто создавали тайные общества, требовавшие усиленных физических тренировок • 271 •
и железной дисциплины. Они же ввели обычай похищения женщин из других племен, положив тем самым начало войнам как «подручному средству любви». Великий процесс создания государственности был начат не священнослужителями или торговцами, а жаждущими любви и готовыми сражаться за нее юными воинами. Где бы ни происходило формирование государственных организмов, везде у их истоков обнаруживался «клуб» юношей, готовых танцевать и сражаться. Именно они ввели не только войну, но и дисциплину, авторитарную организованность, законы и экзогамию как обычай избегать браков между связанными кровным родством мужчинами и женщинами одного племени и рода.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «X. Ортега-и-Гассет: культурсоциология поколений» з дисципліни «Історія західної соціології»