Зиммеля нельзя отнести к социологам-позитивистам, поскольку в его теоретической позиции присутствовали элементы метафизической методологии. Он полагал, что над миром социального бытия людей существует мир идеальных ценностей, сфера чистых форм с ее собственными законами. Социология должна исследовать эту сферу, отделив ее от эмпирико-психологического мира человеческих желаний, мотивов, интересов, что позволит ей выйти из-под власти расхожих стереотипов субъективизма и морализаторства. Идеальные ценностные формы имеют иную природу, чем идеи Платона: они создаются усилиями человеческого духа и потому не обладают абсолютным совершенством, а несут на себе печать земных несовершенств. Они, как и все, что пребывает в социальном времени и пространстве, способны утрачивать свою продуктивную силу, коснеть и становиться препятствием на пути появления новых ценностей. Между ними могут разворачиваться драматические конфликты, динамику которых можно сравнить с биением пульса всей культуры как единого целого. Задача социологии — следить за этой 229
«пульсацией», исследовать бытие культурных форм в контексте социальной реальности. Зиммель разграничивал методологию познания на естественнонаучную и гуманитарную и считал, что социология занимает место между ними и это позволяет ей пользоваться эвристическими возможностями обеих методологий. Так, от естествознания она берет: 1) живой интерес к фактам; 2) любовь к точности; 3) интерес к прослеживанию причинно-следственных связей. От гуманитарных наук в нее вошли: 1) способность смотреть на социальные реалии как на ценности; 2) использование принципа понимания (а не только объяснения); 3) интерес не только к фактам, но к стоящим за ними человеческим индивидуальностям; 4) внимание не только к внешним поведенческим акциям, но и к их мотивам. Особое место в социологии Зиммеля занимает принцип понимания, позволяющий разрушить барьеры бесстрастного объективизма и рационализма, отделяющие познающего субъекта от познаваемого объекта. Принцип понимания формирует живые связи между личностью и миром: субъективность индивидуального «я» вторгается в объекты, одухотворяя, «очеловечивая» их, а объектное начало входит в мир субъекта, наполняя последнего ощущением единства и целостности мироздания. В итоге появляется возможность освободиться от упрощенных схем в истолковании сути мира, социума, человека и процесса познания.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Г. ЗИММЕЛЬ: СОЦИОЛОГИЯ ЦЕННОСТЕЙ» з дисципліни «Історія західної соціології»