Важной закономерностью является то, что взаимодействие естественных и социальных элементов всегда ведет к тому, что более сильные стремятся подчинить своей власти слабых или же, при сопротивлении, уничтожить их. То есть логика противоборства и ориентации на взаимоуничтожение составляет неотъемлемую принадлежность социального общежития. Поэтому Гумпло-вича в первую очередь интересуют не проблемы социальной интеграции и социального порядка, а дезинтег-ративные процессы вместе с факторами, оказывающими дестабилизирующее, разрушительное воздействие на цивилизацию. Характерной особенностью существования человеческих сообществ является различие отношений индивида к «своим», то есть членам ближайшего окружения, сородичам, согражданам, и к «чужим», с которыми индивид себя не отождествляет. К первым он готов относиться с дружественных позиций солидарности и уважения. Отношение к «чужим» подчинено мотивам враждебности, ярко выраженной ксенофобии. В результате глубокой укорененности этой типовой модели двойственного социального поведения и на фоне объективной расчлененности человеческого рода на множество локальных сообществ, между группами, воспринимающими друг друга как «чужих», всегда будут вспыхивать конфликты и войны. Гумплович рассматривает всеобщую историю человечества как процесс естественного отбора, подчиненный законам борьбы за выживание. Согласно его концепции, борьба между первобытными ордами привела к появлению народов и образованию государств. В результате насильственного покорения • 225 •
малых и слаоых племен более сильными возникли народы. В ходе многочисленных и практически нескончаемых войн между народами образовались все современные государства.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Борьба как атрибут социальной жизни» з дисципліни «Історія західної соціології»