Исследуя социальное поведение людей в хозяйственно-экономической сфере, Вебер выявил две модели действий «экономического человека». Первая — это иррационально-авантюрная модель, возникшая в глубокой древности и характерная для торговцев, спекулянтов, ростовщиков, представителей финансово-торгового ка- 220
питала, стремящихся «делать деньги», не производя товаров. Не требуя высоких моральных качеств, она предписывает уповать на случайный выигрыш, удачу, хитрость, заставляет руководствоваться имморальными правилами в духе поговорки «не обманешь — не продашь» или китайского выражения «неделя труда и десять тысяч лет счастья». Эта имморально-криминальная модель не исключает насилия, воинственных акций, морского разбоя, использования труда рабов и прочих подобных средств, отличающихся этической неразборчивостью, бесцеремонностью, агрессивностью, правовым нигилизмом. Вторая модель — рациональная, возникшая в Европе в эпоху Реформации, когда в протестантских странах стали ликвидировать монастыри, а от их бывших обитателей потребовалось выполнение всех христианских заповедей в миру. В итоге для многих приверженцев протестантского исповедания труд начал обретать религиозный смысл. Укрепилось убеждение, что Богу угодно, когда человек много и честно работает, что следует уповать не на счастливый случай, а на рационально организованный, систематический труд по производству товаров. Эти умонастроения Вебер назвал «духом капитализма» , требующим целерациональной организации всей жизни, умеренного прагматизма, запрета тратить деньги широко и бездумно, как это делали аристократы-феодалы.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Рациональная и иррациональная мотивация» з дисципліни «Історія західної соціології»