Социология искусства складывалась в самостоятельную отрасль социологической науки на протяжении исторического периода, охватывающего конец XVIII в. и большую часть XIX в. Она возникла как дисциплина, существующая в двух связанных между собой формах — теоретической и эмпирической и исследующая при помощи собственного теоретического и эмпирического инструментария прямые и обратные детерминационные связи искусства с социальной реальностью. У истоков западноевропейской социологии искусства стоят И. И. Винкельман (1717-1768) и И. Г. Гердер (1744—1803). Так, Винкельман в своей работе «История искусства древности» (1763) исследовал античную художественную жизнь в свете принципа социально-политического детерминизма. По его мнению, древнегреческое искусство развивалось и приобретало свои особенные черты в прямой зависимости от состояния политической свободы в греческих полисах. Причины слабой развито- •216*
I сти оригинального художественного начала в древнеримской культуре заключаются в том, что основные духовно-практические силы римлян были устремлены в сферы государственно-завоевательной политики. Гердеру удалось углубить трактовку Винкельмана: он утверждал, что, вдобавок к стимулирующей роли республиканского строя, в Древней Элладе действовало и то, что полисы нуждались в талантливых художниках для украшения городов и храмов. К этому фактору действенности социального заказа прибавлялось и то, что греки обладали развитыми художественными потребностями и нуждались в искусстве и художниках. В середине XIX в. с возникновением позитивистской социологии О. Конта и Г. Спенсера художественная сфера социальной жизни становится предметом специальных социологических исследований в работах И. Тэна и Ж. Гюйо (1854-1888) и др.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «И. ТЭН И Ж. ГЮЙО: СОЦИОЛОГИЯ ИСКУССТВА» з дисципліни «Історія західної соціології»