В своем фундаментальном исследовании под названием «Самоубийство. Социологический этюд» Дюркгейм следующим образом определил предмет своего анализа: «Самоубийством называется каждый смертный случай, который непосредственно или опосредованно является результатом положительного или отрицательного поступка, совершенного самим пострадавшим, если этот последний знал об ожидавших его результатах» {Дюркгейм Э. Самоубийство. Социологический этюд. М., 1990. С. 127). Положительным поступком он называет те действия по причинению себе физических повреждений, которые приводят жертву к смерти, а отрицательным — пассивное поведение, способствующее собственной гибели, например, отказ покинуть горящий дом. Дюркгейм анализирует огромное множество эмпирических фактов, сопоставляет статистические данные разных стран и регионов Европы. Его интересует динамика самоубийств в разные исторические эпохи, среди людей различных религиозных вероисповеданий. Изучая зависимость самоубийств от исторических условий и социальных обстоятельств, Дюркгейм выделяет три их типа — эгоистические, альтруистические и аномийные. К эгоистическим самоубийствам он относит те случаи, когда определяющую роль играют сугубо личные мотивы, а коллективные ценности, общественные приоритеты отступают на задний план перед приоритетами индивидуального «эго». Самоубийства такого рода •202
чаще всего свидетельствуют об утрате личностью прочных связей с социальным окружением. Ведущими причинами оказываются индивидуализм и самоизоляция личности от социального окружения. В наибольшей степени «эгоистические самоубийства» распространены среди работников умственного труда, интеллигенции. Присущая части из них «социальная тоска» способна ослабить привязанность к жизни, снизить сопротивляемость неблагоприятным обстоятельствам и превратить человека в легкую добычу суицидных настроений. Альтруистические самоубийства представляют собой в определенном смысле противоположность эгоистических самоубийств. Их основаниями являются не разрывы социальных связей между индивидуальным «я» и общественным окружением, а, напротив, прочная интегрированность в социальную группу, когда индивид и не пытается вообразить себя автономной, самодостаточной единицей. Не видя смысла жизни за пределами своей общности, он готов ради нее пожертвовать собой, собственной жизнью, если начинает понимать, что обременяет ее. Дюркгейм ставит в один ряд архаические обычаи ритуальных самосожжений жен на могилах мужей, самозаклания рабов после смерти хозяина, а также самоубийства бессильных стариков и безнадежных больных. Альтруистические самоубийства сохранились и в современном обществе: они имеют место там, где императивы корпоративной чести оказываются сильнее инстинкта самосохранения. Так, сухопутный или морской офицер, имея возможность спастись, предпочитает погибнуть со своей частью, своим кораблем, чтобы сохранить офицерскую честь. Третьему виду самоубийств, которое Дюркгейм называет аномийным, уделяется наибольшее внимание. Социолог считает его характерным проявлением кризисного состояния современного цивилизованного общества.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Суицидология» з дисципліни «Історія західної соціології»