Беккариа выступил сторонником общественно-договорной теории; с ней он связывал существование права государства на наказание граждан за совершенные преступления. Отдавая государству часть своей свободы, люди тем самым вручают ему мандат, позволяющий наказывать виновных ради восстановления справедливости, попранной преступниками. Вместе с тем, никто не может быть назван преступником, пока не вынесен обвинительный приговор суда. До этого момента общество не должно лишать обвиняемого своего покровительства. Наказание не должно быть ни слишком суровым, ни слишком мягким; оно тогда будет достигать своей цели, • 161 •
когда зло, связанное с ним, станет явно превышать выгоду, доставляемую преступлением. Мера наказания за каждое конкретное преступление устанавливается законом, и никто из судей не вправе превысить ее. Законодатели же должны руководствоваться принципом: чем значимее и важнее для общества нарушенное благо, тем суровее должно быть наказание. Цели наказаний заключаются в том, чтобы, во-первых, воспрепятствовать повторным преступлениям виновного, а во-вторых, удер живать других от аналогичных преступлений при по средстве наглядного примера неотвратимости воздаяния. Философская и прагматическая пенология Беккариа подчинена общему принципу воздающей справедливости, который требует, чтобы наказание с необходимостью следовало за преступлением. Главным и наиболее действенным средством сдерживания роста преступлений должна быть не жестокость наказаний, а их неизбежность. А это должно проявляться в бдительности властей и справедливости правосудия. По мнению Беккариа,'знание о неизбежности даже умеренного наказания имеет для граждан большее воспитательное и сдерживающее значение, чем существование жестоких наказаний при реальной возможности их избежать. Излишне суровые кары способны лишь ожесточать души людей. В государствах, где они практикуются, один и тот же дух зверства водит рукой законодателя и направляет руку убийцы. И на этом пути систему судопроизводства поджидают мрачные последствия, связанные с антропологическими особенностями людей, с естественными пределами чувствительности человеческого тела: если этот предел достигнут касательно обычных преступлений, то тогда для тяжелых и опасных преступлений начнут изыскиваться совершенно чудовищные виды кар.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Принцип воздающей справедливости» з дисципліни «Історія західної соціології»