Согласно Локку, миром руководит высшая сила, вращающая небесные светила, зажигающая звезды и предписывающая, кому жить, а кому умирать. Это естественная необходимость, выступающая в виде всеобщих законов природы, через которые обнаруживает себя божественная воля. Люди, как частицы мироздания, пребывают во власти этих законов, и у них есть разум, предписывающий им жить в согласии с их требованиями. Локк выступил против учения Декарта о «врожденных идеях», утверждая, что источником знаний является внешний опыт. Человек рождается без каких-либо идей, знаний и представлений о моральных принципах и правовых нормах. Мозг новорожденного — это «tabula rasa» (лат., чистая доска), которая на протяжении жизни заполняется приобретаемыми знаниями, идеями, представлениями о морально-правовых нормах. У человека нет врожденной предрасположенности к моральному, • 150*
законопослушному поведению; способность соблюдать социальные нормы обретается им вместе с накоплением социального опыта. Главная задача социализации состоит в том, чтобы научить индивида всегда поступать в соответствии с велениями разума. Руководствуясь накопленным опытом, действуя по собственному разумению, он обязан развивать свою способность совершать поступки, соответствующие моральным и правовым предписаниям. Эти идеи Локк развил в своей работе «Мысли о воспитании». В течение семи лет, начиная с 1684 г., он писал письма-размышления, письма-рекомендации, касающиеся проблем воспитания, Э. Клэрку и его жене. В 1693 г. эти размышления были изданы отдельной книгой, в которой исходный тезис имел антидекартовскую направленность и гласил, что люди с врожденными положительными моральными качествами — редкое явление, что большинство из них обладают лишь задатками добродетелей, нуждающимися в развитии. Воспитание, социализация — необходимое условие развития у личности тех качеств, которые необходимы обществу. Логика процесса социализации должна подчиняться принципу рационализма, который предполагает, что человека необходимо с колыбели учить самодисциплине, т. е. умению при любых обстоятельствах следовать предписаниям разума. Путь к добродетельному и законопослушному поведению пролегает через способность побеждать сомнительные страсти и отказываться от многих желаний. Разум обязан строго контролировать тело и душу, которые должны, в свою очередь, обрести привычку подчиняться его дисциплинарным предписаниям. Другой важный принцип социализации — это принцип просвещения, суть которого в том, чтобы ничего не скрывать от взрослеющего человека. Молодой джентльмен, входя в самостоятельную жизнь, не должен пребывать в неведении относительно того, что в ней существуют зло, пороки, преступления. Если его держать с завязанными глазами, то это приведет к тому, что он окажется подверженным опасности стать жертвой пороков, чужих или своих. Воспитатели обязаны постепенно приподымать завесу, за которой прячется зло, подстерегающее • 151 •
каждого человека, и одновременно обучать способам противостояния всему темному и порочному. Подобно тому, как моряк должен знать о камнях и мелях у него на пути, молодой джентльмен обязан научиться распознавать людей и отличать среди них тех, кто является воплощением благоразумия, а кто — носителем зла. Но самым главным фактором в процессе социализации, его альфой и омегой является формирование в душе молодого человека истинного понятия о Боге как творце сущего, от которого люди получают все блага и который любит людей. Идеи Локка, касающиеся естественных прав человека, договорной природы конституционализма, разделения властей и др., были подхвачены в последующие десятилетия как социальными мыслителями, так и практическими политиками. На них опирались создатели европейских конституций нового времени.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Социализация личности» з дисципліни «Історія західної соціології»