Как мы уже говорили выше, Маркса не все признают социологом. В основном его считают экономистом. Для этого действительно имелись очень серьезные основания, поскольку марксизм во многом создавался как "критика буржуазной политической экономии". И сегодня понятие "политическая экономия" часто не только употребляется в качестве ключевого слова для "марксизма", но и считается чуть ли не синонимом его. Тем не менее, мы вправе считать Маркса в неменьшей степени социологом, учитывая, что центром его анализа является не столько экономика как таковая, сколько социальные отношения, складывающиеся по поводу экономики как процесса производства, распределения и потребления материальных благ. Образцом такого анализа и выступает знаменитый "Капитал". Разумеется, особое внимание в этом анализе занимают производственные отношения. Одна из влиятельных точек зрения заключается в том, что в любом способе производства производственные отношения — это прежде всего отношения между собственниками и не-собственниками средств производства. Проблематичность такого рода определения состоит, как мы уже упоминали выше, в том, что само понятие собственности представляет собой в значительной степени правовую категорию. И если закон — это нечто, детерминируемое, в конечном счете, экономикой (включающей в себя и производственные отношения), тогда производственные отношения определять в правовых терминах нельзя. В противном случае определение производственных отношений представляется включающим в себя ту самую категорию, которую таким отношениям полагается детерминировать. По Марксу, сущность социальных отношений между собственниками средств производства и работниками, не обладающими такой собственностью, но трудящимися с помощью этих не принадлежащих им средств производства, находит свое выражение в эксплуатации. Причем, эксплуатация не является прерогативой одного лишь капитализма. "Всюду, где часть общества обладает монополией на средства производства, работник, свободный или несвободный, должен присоединять к рабочему времени, необходимому для содержания его самого, излишнее рабочее время, чтобы произвести жизненные средства для собственника средств производства". Эксплуатация, таким образом, представляет собою не что иное, как безвозмездное присвоение части продукта труда непосредственного производителя. Эта часть, безвозмездно присваиваемая владельцем средств производства, измеряется прибавочной стоимостью. Предположим, рабочий день составляет десять часов. В течение части его, скажем, шести часов, рабочий будет производить товары, стоимость которых равна стоимости его существования. В течение четырех остающихся часов рабочий будет создавать прибавочную стоимость, которая и присваивается капиталистом. Таким образом, прибавочная стоимость — это не что иное, как стоимость, остающаяся после того, как из общей стоимости произведенного работником продукта вычтена стоимость воспроизводства его рабочей силы — так называемая необходимая стоимость, измеряемая при капитализме заработной платой. Достаточно важным для понимания многих марксистских концепций (особенно для теории общественно-экономических формаций) является осознание сути не столько самой прибавочной стоимости, сколько соотношения необходимой и прибавочной стоимости в общем объеме произведенной стоимости. Будучи взята в усредненно-обобщенном виде, величина этой пропорции, характерная для данного общества, может дать представления о многих параметрах развития данного общества: и об уровне развития производительных сил, и о степени эксплуатации, и о господствующем характере собственности (само появление прибавочной стоимости означает возможность возникновения частной собственности и товарно-денежных отношений), и о целом ряде других важных моментов. В дальнейшем мы попытаемся показать, каким образом в этом соотношении как в зеркале отражается уровень развития данного социума.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Трудовая теория стоимости» з дисципліни «Основи соціологічних знань»