Социальный конфликт – это открытое противоборство, столкновение двух и более субъектов и участников социального взаимодействия, причинами которого являются несовместимые потребности, интересы и ценности. Необходимо иметь в виду, что понятия «субъект и участник» конфликта не всегда тождественны. Субъект – это «активная сторона», способная создать конфликтную ситуацию и влиять на ход конфликта в соответствии со своими интересами. Участник конфликта может сознательно, или не вполне сознавая цели и задачи противостояния, принять участие в конфликте, а может случайно или помимо его воли быть вовлеченным в конфликт. Например, те или иные партийные группировки (субъекты), преследуя свои политические цели, провоцируют массовые народные выступления (участников). В ходе развития конфликта статусы «участников» и «субъектов» могут меняться местами. Необходимо также различать прямых и косвенных участников конфликта. Последние представляют собой определенные силы, преследующие в предполагаемом или реальном «чужом» конфликте свои личные интересы. Косвенные участники могут провоцировать конфликт и способствовать его развитию; содействовать уменьшению интенсивности конфликта или полному его прекращению; поддерживать ту или иную сторону конфликта или обе стороны одновременно. Одним из непременных элементов конфликта является объект, из за которого создается конфликтная ситуация. Объект – это конкретная причина, мотивация, движущие силы конфликта. Все объекты подразделяются на три основных вида: 1. Объекты, которые не могут быть разделены на части и владеть ими совместно с кем либо невозможно, например должность президента страны. 2. Объекты, которые могут быть разделены в различных пропорциях между участниками конфликта, например депутатские места в парламенте. 3. Объекты, которыми участники конфликта могут владеть совместно (общее электоральное поле, осуществление внегосударственных социальных программ и т. д.). Это ситуация «мнимого конфликта». Конфликту предшествует возникновение конфликтной ситуации. Это противоречия, возникающие между субъектами по поводу объекта.
Социальная напряженность не всегда является предвестником конфликта. Это сложный социальный феномен, причины возникновения которого могут быть самые различные. Вот некоторые наиболее характерные из причин, вызывающих рост социальной напряженности: 1. Реальные «ущемления» интересов, потребностей и ценностей людей. 2. Неадекватное восприятие происходящих в обществе или отдельных социальных общностях изменений. 3. Неверная или искаженная информация о тех или иных (реальных или мнимых) фактах, событиях и т. д. Социальная напряженность по сути представляет собой психологическое состояние людей и до начала конфликта носит латентный (скрытый) характер. Наиболее характерным проявлением социальной напряженности в этот период являются групповые эмоции. Следовательно, определенный уровень социальной напряженности в оптимально функционирующем обществе является вполне естественным, как защитная и адаптивная реакция социального организма. Однако превышение «определенного» (оптимального) уровня социальной напряженности может привести к конфликтам. В реальной жизни причины возникновения социальной напряженности могут «накладываться» одна на другую или подменяться одна другой. Например, негативные отношения к рынку у части российских граждан вызваны прежде всего экономическими трудностями, но часто проявляются как ценностные ориентации. И наоборот, ценностные ориентации, как правило, обосновываются экономическими причинами. Одним из ключевых понятий в социальном конфликте является «неудовлетворенность». Накопление неудовлетворенности существующим положением дел или ходом развития событий ведет к росту социальной напряженности. При этом происходит трансформация неудовлетворенности из субъективно объективных отношений в субъективно субъективные. Суть трансформации заключается в том, что потенциальный субъект конфликта, недовольный объективно существенным положением дел, выявляет (персонифицирует) реальных и предполагаемых виновников неудовлетворенности. Одновременно происходит осознание субъектом (субъектами) конфликта неразрешимости сложившейся конфликтной ситуации обычными способами взаимодействия. Под воздействием роста социальной напряженности, конфликтная ситуация постепенно трансформируется в открытый социальный конфликт. Но сама по себе она может существовать долго и не перерастать в конфликт. Для того чтобы конфликт стал реальным, необходим инцидент. Инцидент – это формальный повод для начала непосредственного столкновения сторон. Например, убийство в г. Сараево наследника австро венгерского престола Франца Фердинанда и его жены, осуществленное группой боснийских террористов в. 1914 г. стало формальным поводом для начала Первой мировой войны. Хотя напряженность между Антантой и Германским военным блоком существовала уже много лет. Инцидент может произойти случайно, а может быть спровоцирован субъектом (субъектами) конфликта или некими иными силами, заинтересованными в возникновении конфликта. Инцидент может также явиться результатом естественного хода развития событий. Обычно в социальном конфликте выделяют четыре стадии развития. 1. Предконфликтная (латентная) стадия – это рост напряженности в отношении между потенциальными субъектами конфликта, вызванный определенными противоречиями. Эта стадия начинается с возникновения противоречий между субъектами и завершается инцидентом. Предконфликтную стадию можно условно разделить на три фазы развития, для которых характерны следующие особенности во взаимоотношении сторон: – возникновение противоречий по поводу определенного спорного объекта; рост недоверия и социальной напряженности; предъявление односторонних или взаимных претензий; уменьшение контактов и накопление обид; – стремление доказать правомерность своих притязаний и обвинение противника в нежелании решать спорные вопросы «справедливыми» методами; замыкание на своих собственных стереотипах; появление предубежденности и неприязни в эмоциональной сфере; – разрушение структур взаимодействия; переход от взаимных обвинений к угрозам; рост агрессивности; формирование образа «врага» и установка на борьбу. 2. Собственно конфликт – начало открытого противоборства сторон в результате конфликтного поведения, под которым понимаются действия, направленные на противостоящую сторону с целью захвата, удержания спорного объекта или принуждения оппонента к отказу от своих целей или к их изменению. В конце второй стадии конфликт достигает своего апогея и принимает форму тотальной войны с применением всех возможных сил и средств. 3. Стадия разрешения конфликта. Длительность и интенсивность конфликта зависят от целей и установок сторон, ресурсов, средств и методов ведения борьбы, реакции на конфликт окружающей среды, символов победы и поражения, имеющихся способов нахождения консенсуса и т. д. Пока конфликт находится в стадии зарождения, его потенциальные субъекты имеют лишь примерное представление о реальной силе противоположной стороны и возможной реакции окружающей среды. В начале третей стадии наступает момент переоценки ценностей, обусловленной получением новой информации, новой расстановкой сил, осознанием реальной ситуации. Все это стимулирует изменение тактики и стратегии конфликтного поведения, и стороны (сторона) начинают искать пути примирения. На стадии разрешения конфликта возможны следующие варианты развития событий: • очевидный перевес одной из сторон позволяет ей навязать более слабому оппоненту свои условия прекращения конфликта; • борьба идет до полного поражения одной из сторон; • из за недостатка ресурсов, борьба принимает затяжной, вялотекущий характер; • исчерпав ресурсы и не выявив явного (потенциального) победителя, стороны идут на взаимные уступки в конфликте; • стороны приходят к взаимоприемлемым договоренностям – консенсусу; • конфликт может быть остановлен под давлением третей силы (таким силовым методом был прекращен военный конфликт в Югославии в конце 90 х годов ХХ в.). Конфликт, как правило, завершается заключением мирных договоренностей между конфликтующими сторонами. Мирный договор, по сути, юридически закрепляет новую постконфликтную расстановку сил в отношениях между оппонентами. 4. Послеконфликтная стадия. Завершение непосредственного противоборства сторон не всегда означает, что конфликт полностью разрешен. Степень удовлетворенности или неудовлетворенности оппонентов заключенными мирными договоренностями во многом будет зависеть от следующих положений: • насколько удалось в ходе конфликта и последующих переговоров достичь преследуемой цели; • какими методами и способами велась борьба; • насколько велики потери сторон (людские, материальные, территориальные и др.); • насколько велика степень ущемленности чувства собственного достоинства той или стороны; • насколько удалось сбалансировать интересы сторон; • какова реакция окружающей социальной среды на итоги конфликта. Если стороны считают, что подписанные мирные соглашения ущемляют их интересы, то напряженность сохраняется, а прекращение конфликта может восприниматься как временная передышка.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Что такое социальный конфликт?» з дисципліни «Соціологія: 100 питань - 100 відповідей»