Мотивация труда – система побудительных мотивов, обусловленных потребностями, стимулирующими деятельность людей. Принять считать, что мотивы – это преимущественно внутренние побудительные факторы, обусловленные потребностями, инстинктами, эмоциями, установками. Однако, нельзя отрицать того, что первопричинами той или иной потребности могут быть и внешние «раздражители». Например, реклама может стимулировать возникновение определенной потребности, на основании которой будет формироваться соответствующая мотивация. В теории мотивации труда широко используется понятие «стимул» – это преимущественно внешние факторы, побуждающие человека к определенной активности, например, такие, как вознаграждение, принуждение, защита и др. Мотивы и стимулы порой непросто разграничить. Они имеют свойство взаимно обуславливать друг друга, становясь то следствием, то причиной. Мотивация труда складывается из совокупности внутренних и внешних факторов, вызывающих социальную активность субъекта. Например, потребности человека в еде, пище, жилище и т. д. «заставляют» его трудиться, получая за свой труд определенное вознаграждение, чтобы удовлетворить возникающие потребности. Различают внутреннюю и внешнюю мотивацию. Внутренняя мотивация обусловлена личными потребностями, интересами, ценностями субъекта, например, чувством голода, познавательными интересами, ценностными ориентациями. Внешняя мотивация возникает под воздействием внешних факторов, например, таких как принуждение, выполнение своей социальной роли, необходимость следовать существующим в обществе ценностям и нормам. Существует непосредственная взаимозависимость между такими явлениями, как мотивация труда, удовлетворенность трудом и эффективность труда. Если мотивация достаточно велика и труд приносит удовлетворение, то человек будет лучше работать и произведет больше качественной продукции. Если же труд воспринимается как наказание, то его эффективность будет низкой. Мотивация труда также зависит от способа производства и производственных отношений. Например, в рабовладельческом способе производства производственные отношения основаны на физическом принуждении подневольных людей, а основным мотивом рабского труда является физическое выживание. В феодальном способе производства, наряду с крепостной зависимостью – рентой с земельного надела, церковной десятиной и другими внеэкономическими формами принуждения – у крестьянина (в отличие от раба) появляется и определенный экономический интерес. Если крестьянин производил больше продукции, то и его доля при распределении произведенного продукта увеличивалась. Поэтому он, в определенной мере, был заинтересован в увеличении производительности труда. Капиталистический способ производства строится преимущественно на экономических отношениях, возникающих между работодателем и наемным работником. Суть экономических отношений заключается в том, что за проделанную работу (произведенный продукт) человек получает определенное материальное вознаграждение. Например, Р. Оуэн и А. Смит считали, что единственным мотивирующим фактором наемного труда являются деньги, которые необходимы работникам для приобретения пищи, одежды, жилья и т. д. Такое представление о мотивации труда являлось доминирующим в период становления индустриального общества (конец XVIII–XIX в.). М. Вебер одним из первых предпринял попытку обоснования внеэкономических факторов мотивации труда в капиталистическом способе производства. Он считал, что кроме экономической необходимости существуют и другие факторы мотивации труда, например, традиции, ценности, идеалы. Особое значение в развитии капиталистических отношений в Западной Европе он отводил протестантской этике . Из современных теорий мотивации труда наибольшей популярностью пользуется теория иерархии потребностей, разработанная А. Маслоу. Согласно этой теории, все человеческие потребности можно разделить на пять основных видов, расположенных в иерархической последовательности: 5. Духовные (потребности в самореализации) ↑ 4. Престижные (потребности в признании другими значимыми людьми) ↑ 3. Социальные (потребности в общении, в принадлежности к тем или иным социальным общностям) ↑ 2. Экзестенциональные (потребности в безопасности, в уверенности в своем будущем) ↑ 1. Биологические потребности в пище, жилье, одежде и т. д.
По мнению Маслоу, неудовлетворенные потребности мотивируют людей на определенные действия. Удовлетворенные потребности не мотивируют деятельность, но на их место выходят другие еще не удовлетворенные потребности. При этом потребности, находящиеся ближе к основанию «пирамиды», требуют первостепенного удовлетворения. Потребности более высокого уровня начинают активно стимулировать деятельность человека лишь после того, как удовлетворены потребности более низкого уровня. Существуют и другие известные теории мотивации труда, например такие, как: теория приобретенных потребностей Мак Клелланда; двухфакторная модель поведения Ф. Герцберга; теория ожиданий В. Врума; теория мотивации деятельности Ладыгина Эйдельмана .
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Что такое мотивация труда?» з дисципліни «Соціологія: 100 питань - 100 відповідей»