ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Соціологія » Соціологія: 100 питань - 100 відповідей

Что (кто) подразумевается под понятием «агенты социализации»?
Агентами социализации являются отдельные люди и группы, организации и социальные институты, которые непосредственно или опосредованно оказывают влияние на формирование у индивида тех или иных социальных качеств. Среди наиболее «влиятельных» агентов социализации можно выделить следующие: семья, дошкольные воспитательные учреждения (ясли, детский сад, дом ребенка), школа, сверстники и друзья, послешкольные учебные заведения (училища, лицеи, вузы), трудовые коллективы, СМИ, референтные группы и кумиры.
Все агенты социализации делятся на первичные и вторичные. Агенты первичной социализации – родители, близкие и дальние родственники, друзья семьи, соседи, воспитатели и няни, учителя, врачи, тренеры, сверстники. Агенты первичной социализации непосредственно контактируют с индивидом (находятся в межличностных отношениях) и оказывают определенное влияние на процесс формирования его социальных качеств.
Агенты вторичной социализации – различные социальные институты и организации (школа, вуз, армия, государство, предприятие, церковь, СМИ и др.). Они непосредственно не контактируют с индивидом (не находятся в межличностных отношениях), а воздействуют на него опосредованно: во первых, создают общие объектные условия для социализации, во вторых, обозначают приоритеты для самореализации индивида.
В отдельную категорию можно отнести таких агентов как референтные группы и лидеры. Они могут быть агентами первичной социализации, если индивид находится с ним в межличностных отношениях, а могут функционировать как агенты вторичной социализации, т. е. воздействовать на социализацию индивида опосредованно.
Основным агентом первичной социализации является семья. В семье закладываются фундаментальные мотивационные установки, формируются основы семейных гендерных ролей. Семья дает ребенку имя, отчество, фамилию, включает его в свою родословную. Социальное положение родителей определяет первичный социальный статус ребенка. Образ жизни родителей способствует формированию у ребенка определенных ценностных ориентаций и жизненных приоритетов. В семье формируются важнейшие социальные качества индивида – его первичная социальная сущность.
Весьма важными аспектами семейной социализации являются такие как эмоциональная близость, теплота, ласка, забота, доверительные отношения между родителями и детьми. И если ребенок воспитывается в неблагополучной семье, то результаты первичной социализации могут наложить негативный отпечаток на всю его последующую жизнь.
Дошкольные образовательные учреждения играют важную роль в первичной социализации ребенка. В большинстве современных семей родители и ближайшие родственники, по различным причинам, не имеют возможности уделять необходимое время для воспитания ребенка. Поэтому многие семьи вынуждены отдавать своих детей в дошкольные учреждения или нанимать индивидуальных нянек воспитателей. В этих условиях весьма важно, чтобы родители не перекладывали свою часть забот о ребенке на других, а дошкольные учреждения и приходящие няни играли бы только вспомогательную роль в семейной социализации.
Школа как агент социализации существенно отличается от семьи. Во первых, это эмоционально нейтральная среда, в которой все дети находятся в равных условиях, а власть учителей по своей сути авторитарна. Во вторых, школа представляет собой относительно сложную социальную систему, «пропитанную» духом соревновательности. Поэтому, чтобы отстоять собственное «Я» ученик должен приложить немало усилий. В третьих, школа обычно отражает доминирующую в социуме культуру, которая не во всем совпадает с субкультурой конкретной семьи. Потому у ребенка может возникать проблема инкультурации (проблема одновременного нахождения в двух и более социокультурных средах).
Сверстники также играют важную роль в социализации индивида. Сравнивая, сопоставляя себя со своими сверстниками, индивид определяет (выявляет) свои достоинства и недостатки, находит свое место в групповой структуре. Принадлежность к группе придает индивиду определенную уверенность в своих действиях и поведении. Группа сверстников, как правило, формирует свою систему ценностей и приоритетов. Мнение группы для подростка нередко бывает более авторитетным, чем мнение родителей или школьных учителей. Если ребенок не находит должного внимания и понимания в семье, то он стремится компенсировать этот недостаток в компании сверстников. Поэтому дети из неблагополучных семей большую часть времени проводят вне дома, а то и вовсе уходят из семьи. В таких случаях влияние сверстников на формирование личности может оказаться доминирующим.
После окончания школы индивид либо сразу начинает самостоятельную трудовую деятельность, либо поступает в среднее или высшее учебное заведение для получения избранной им профессии.
Послешкольные учебные заведения (училища, вузы и др.) являются важным звеном в структуре социализации индивида. Во первых, они дают ему возможность лучше подготовиться к будущей самостоятельной жизни в обществе; во вторых, вооружают его соответствующими социальными знаниями и профессией; в третьих, повышают его социальный статус и делают его более конкурентно способным на рынке труда.
Сфера трудовой деятельности – следующее звено (этап) в структуре социализации индивида. Работая в производственной организации, индивид усваивает новые нормы и правила взаимодействия в трудовом коллективе, становится субъектом и участником производственных отношений. Оплата за труд дает возможность индивиду удовлетворять его жизненные потребности и ощущать материальную независимость. Сама профессия или ремесло для многих людей является главным средством самоидентификации. Люди как бы отождествляют себя со своей профессией: «я – врач», «я – шахтер», «я – плотник» и т. д. Таким образом, в процессе трудовой социализации индивид приобретает и укрепляет свой социальный статус, находит свое место в социальной структуре.
Особую роль в социализации играют средства массовой информации (СМИ), среди которых ведущее место занимает телевидение.
С раннего детства, когда ребенок еще не умеет читать и писать, он с удовольствием смотрит телевизор и таким образом постигает мир. По мере взросления увлеченность телепередачами возрастает.
Телевидение оказывает двойственное влияние на процесс социализации. С одной стороны, телепередачи несут в себе массу интересной информации, но с другой стороны в них содержится и немало негативного. Во первых, многие телепередачи показывают не соответствующий реальности образ жизни, например богатых и вечно праздных людей, «красивую жизнь», простое решение сложных проблем и т. д. Все это формирует у индивида завышенные потребности и ожидания, к достижению которых в реальной жизни он не готов. В результате такой «социализации» индивида может постигнуть глубокое разочарование жизнью. Во вторых, современное телевиденье изобилует сценами насилия и цинизма, которые также негативно влияют на процесс социализации индивида.
Важную роль в формировании личности играют такие агенты социализации как референтные группы и кумиры. Это могут быть: любимая спортивная команда, музыкальная группа, военное подразделение, литературный или киногерой, авторитетная для индивида личность. В процессе социализации индивид стремится походить на своих кумиров и нередко достигает намеченных целей.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Что (кто) подразумевается под понятием «агенты социализации»?» з дисципліни «Соціологія: 100 питань - 100 відповідей»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Аналіз рентабельності роботи позичальника
Мотивація інвестиційної діяльності
Визначення життєвого циклу проекту
Маятник в воде
СУЧАСНИЙ КЕЙНСІАНСЬКО-НЕОКЛАСИЧНИЙ СИНТЕЗ У ТЕОРІЇ ГРОШЕЙ


Категорія: Соціологія: 100 питань - 100 відповідей | Додав: koljan (08.12.2012)
Переглядів: 1258 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП