Какую бы проблему социологии мы ни рассматривали -особенности общества как целостной системы, социальную структуру общества или его этнонациональную структуру, социально-пространственные или социально-временные отношения, деятельность социальных институтов или организаций и т.д., - везде и всегда мы сталкиваемся с проблемой личности. Общество представляет собой многокомпонентную и многоуровневую социальную систему, включающую в себя множество переменных, но основной переменной, т.е. изменяющейся сущностью, без которой его быть не может, является личность. Что же такое личность? Чтобы точнее и правильнее ответить на этот вопрос, следует выяснить различия в терминах человек, индивид, личность. Когда употребляется термин «человек», обычно имеется в виду родовое понятие, охватывающие всех людей как представителей специфического вида «homo sapiens», воплощающего высшую ступень развития жизни на Земле и являющегося субъектом общественно-исторической деятельности и культуры. Это понятие указывает на качественные отличия людей от животных и ничего не говорит о социально обусловленных различиях между самими людьми. Понятием «индивид» обозначается отдельный представитель человеческого рода, обладающий своеобразными психофизиологическими особенностями - определенным темпераментом, характером, спецификой способностей, памяти, чувств и т.п. Когда же употребляется понятие «личность», то имеют в виду социальные качества и особенности индивида, которые формируются, развиваются и реализуются в совместной деятельности и общении с другими людьми, 258 во взаимодействии с социальными институтами, организациями культурой, с сообществом в целом, так же, например, как достоин ство, мужество, доброта или подозрительность, зависть и т.д. Иногда встречаются утверждения, согласно которым лично стью является не каждый человек, а только тот, кто обладает само стоятельностью мысли, небанальностью чувств, силой воли, соб ранностыо, ответственностью. Такое ограничение, возможно, \ правильно с точки зрения психологической, воспитательной, но i точки зрения социологии, личностью становится любой человек, г не только выдающийся, чем-то выделяющийся из других, потом} что все люди включены в общественные отношения и взаимодей ствия. Понятие «личность» как раз и выражает, как и в какой сте пени в каждом человеке индивидуально окрашиваются и проявля ются его социальные качества, формируемые во взаимодействии с социальным окружением. С учетом сказанного можно дать определение личности: Личность — это относительно устойчивая и целостная система социальных качеств, характеризующих данного индивида приобретаемых и развиваемых им в процессе взаимодействия с дру гими людьми и являющихся продуктом общественного развития. Личность предстает в общественной жизни как уникальны? носитель сознания и самосознания, субъект межличностных отношений и социальных взаимодействий. Она существует в определенном человеческом теле, а потому обладает определенными биологическими предпосылками, без которых она сформироваться не может (нельзя, например, представить себе личность в отсутствии мозга). Однако определяется она в конечном счете не физиологией тела и не структурой мозга, а системой социальных взаимодействий человека с другим человеком посредством создаваемых для людей и используемых людьми предметов его деятельности, будь это хлеб, одежа, книги, музыка или танцы. В отличие от психологии, которая сосредотачивает внимание на внутренних субъективных переживаниях личности, мотивах ее деятельности, особенностях ее темперамента, характера, чувств, мышления, волевых актов, способностей, социология изучает личность со стороны ее деиндивидуализированных свойств в качестве определенного социального типа. А это означает, что социология выделяет в личности социально-типическое как целостность социальных и нравственных качеств, знаний, умений, навыков, ценностных ориентации, социальных установок и позиций, 259 особенностей социальной активности в тех или иных сферах общественной жизни, необходимых для выполнения определенных социальных функций и взаимодействий с другими людьми в пределах определенных социальных общностей - классовых, профессиональных, территориальных и т.п. Поскольку личность выступает в своей жизнедеятельности как сложно организованная система, она обладает вполне определенной социалыю-психочогической структурой В широко распространенной и влиятельной психоаналитической концепции, берущей начало в трудах выдающегося психолога Зигмунда Фрейда, выделяются три структурных компонента личности В основании всей психоэнергетики и духовной структуры личности находится Ид(Опо) - наиболее примитивная, бессознательная инстанция, в которой сосредоточены все прирожденные, первичные, генетическим путем передаваемые влечения, связанные с инстинктами (питания, сексуальности, избегания опасности и смерти, агрессивности) и стимулируемые сфемлением к удовольствию: «Мы приближаемся к (пониманию) Оно, - пишет 3 Фрейд, - при помощи сравнения, называя его хаосом, котлом, полным бурлящих возбуждений Мы представляем себе, что у своего предела Оно открыто соматическому, вбирая оттуда в себя инстинктивные потребности, которые находят в нем свое психическое выражение Благодаря влечениям, Оно наполняется энергией, но не имеет организации, не обнаруживает общей воли, а только удовлетворяет инстинктивные потребности при сохранении принципа удовольствия Для процессов в Оно не существует логических законов мышления (11; 345). Более высоко организованной структурой, надстраивающейся над бессознательным «Оно», является Эго(Я), которое представляет собой сознание и самосознание личности, контролирует поведение человека в соответствии с требованиями рационально-сти(разумности) и реальности и тем самым помогает индивиду правильно ориентироваться в окружающем мире. « Это «Я», -подчеркивает 3. Фрейд, - связано с сознанием, оно господствует над побуждениями к движению... Это та душевная инстанция, которая контролирует все частные процессы... Из этого Я исходит также вытеснение, благодаря которому известные душевные побуждения подлежат исключению не только из сознания, но также из других областей влияний и действий» (11; 427). 260 Однако высшей инстанцией в социально-психологической структуре личности, согласно 3. Фрейду, оказывается Супер - Эго (Сверх - Я), которое формируется в процессе усвоения человеком норм и ценностей культуры, руководствуется требованиями совести, долга, ответственности и выполняет функции нравственного контроля и социально-моральной оценки деятельности индивида. Если эти три подсистемы личности функционируют согласованно и гармонично, индивид успешно приспосабливается к окружающей социальной среде, эффективно взаимодействует с другими людьми в соответствии с нормами морали, права, социальными ожиданиями, обычаями и порядками, существующими в обществе. Если же в их функционировании возникают противоречия, это приводит к внутриличностным конфликтам, с которыми индивид не всегда оказывается в состоянии справиться собственными силами. В таком случае он способен на отклоняющееся поведение, проявляющееся в психических расстройствах, наркомании, алкоголизме, преступности и т.п.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ЛИЧНОСТЬ КАК УНИКАЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА» з дисципліни «Загальна соціологія»