В организации функцию управления руководитель реализует не единолично, а с помощью особого управленческого аппарата — бюрократии. Бюрократия (от франц. bureau — канцелярия и греч. kratos — власть) — форма осуществления властных функций, элемент механизма социального управления. Бюрократией называют также особый социальный слой, или ■класс» (номенклатуру), содержанием профессиональной деятельности которого является управление. Создателем классической теории бюрократии считается М. Вебер. Воплощение бюрократии — государственный аппарат управления. Основной закон бюрократии состоит в четком и безошибочном функционировании, направленном на максимальную эффективность. Достигается это при следующих условиях: 1) организация свободна в выборе любого средства для обеспечения своей устойчивости; 2) работники могут быть взаимоза-менимы, поэтому каждый должен выполнять только свою задачу; 3) труд представляет собой наиболее подходящую меру успеха человека и является для него основой существования; 4) поведение исполнителей полностью определено рациональной схемой, которая обеспечивает точность и однозначность действий, позволяет избежать предубежденности во взаимоотношениях. Бюрократия являет собой высшую точку длительного исторического пути, по которому двигалась европейская цивилизация. На этом пути она отбросила другие типы социального управления, предпочтя им бюрократическое. Чиновники впервые появились не в капиталистической Европе, а в Китае. Уже в VII в. в Китае была сделана попытка отдать управление на откуп профессионально подготовленным чиновникам. Но в Китае были сильны сословные механизмы, затруднена вертикальная мобильность, главными оставались феодальные привилегии и правила родства. В капиталистической Европе категория «привилегия» заменяется категорией «компетентность», поклонение и Преданность личности правителя — служебной дисциплиной и корпоративным духом. Главное в рациональном устройстве — не вера в харизму (божественный дар) начальника или личная зависимость от него, а распределение задач организации среди различных пози- 189
ций как официальных обязанностей. Четкое разделение труда делает возможной специализацию и повышение квалификации служащих. Должностные позиции в бюрократической организации строго соподчинены и расположены в иерархическом порядке Каждое должностное лицо ответственно перед вышестоящим начальством и за свои личные решения, и за действия подчиненных. Объем власти руководителя над подчиненными четко обозначен. Его действия ограничены соответствующими правилами и инструкциями. Формальные инструкции несут важную нагрузку. Благодаря им достигается единообразие и согласованность в действиях подчиненных. Должностное лицо имеет четко установленный рабочий день. Сотрудники организации — это прежде всего наемные работники. Организация может нанимать и увольнять работников, повышать или понижать в должности, сообразуясь не с личными интересами кого-либо, а исключительно с целями организации. Должностные лица в бюрократической организации не выбираются, а назначаются, поэтому они зависят от вышестоящих, а не от нижестоящих. Назначение предполагает, что всю полноту ответственности за подчиненного отныне берет на себя вышестоящее должностное лицо. Ответственность — не то же самое, что власть. Начальник не может по своему усмотрению, без достаточных на то оснований уволить сотрудника. Последний заключает контракт на длительный срок, наделяется правами и подлежит защите от произвольного увольнения. Вознаграждение ему выдается в виде жалованья, а после отставки назначается пенсия. Продвижение по службе, говорит Вебер, происходит либо по принципу старшинства, либо в зависимости от успехов в работе, либо по обоим принципам одновременно. Сравнение бюрократического управления со всеми существовавшими типами — патриархальным, сословным, харизматическим — убеждает в несомненном преимуществе первого. Бюрократия — самое сложное и рациональное устройство управления, когда-либо придуманное человеком. Вебер был убежден в этом, но вместе с тем он прекрасно понимал, что в чистом виде рациональная бюрократия — иерархическая организация высококвалифицированных экспертов — нигде в реальности не существует. Он предупреждал, что описывает только ее идеальный тип. 190 М. Вебер утверждал, что социализм в гораздо большей мере, кем рыночный капитализм, требует бюрократии. Для этого имеется несколько причин, во-первых, наличие централизованного политического контроля над «бюджетной» экономикой, во-ргорых, иерархической структурой пропитаны не отдельные кле-■очки, а весь организм общества. Государство — основной поставщик бюрократии — пронизывает сначала институт собственности (огосударствление собственности), а затем производство и социальную жизнь. Государственное распределение ресурсов и продуктов труда ведет к на-вастанию иррациональности в управлении. Негативное влияние оказывают уравнительные тенденции в общественной психоло-гии. В таких условиях бюрократия из института рационального ^правления, технического инструмента эффективного руково-1ства превращается в господствующую силу — «монократиче-скую бюрократию». С технических позиций «бюрократия» — наиболее эффективная, рациональная и систематическая форма организации, в которой правила, инструкции и техника контроля строго определены. Основные черты технически понимаемой бюрократии: • Иерархия власти. Доминирующая черта бюрократии — ветко установленная иерархия позиций, в которой низшие поющий контролируются высшими и подчиняются им. Лица, облеченные наибольшими официальными (формальными) полномочиями, занимают верхние ступеньки, это президент, главный управляющий, председатель совета. В бюрократической пирами-де объем власти уменьшается, а количество непосредственно подчиненных возрастает гго мере движения сверху вниз. Принцип иерархии иначе называется «командной цепью». • Специализация задач. Разделение труда в бюрократической организации означает, что каждый исполнитель осуществляет <щну функцию. Специализация касается не только индивидов, Но и подразделений, из которых состоит организация: каждое из пх выполняет одну функцию, например, отдел кадров, отдел технического контроля. , • Права и обязанности. Каждый исполнитель имеет четко Предписанный круг должностных обязанностей, поэтому знает, ■то ожидается от него и что он может ждать от организации, например, своевременного жалования в строго установленном Размере, гарантии занятости. 191 Но бюрократия — не только механизм управления или социальная группа чиновников, это еще и социальный институт.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Бюрократия» з дисципліни «Соціологія для юристів»