ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Соціологія » Соціологія для юристів

Организация и коллектив
Наиболее полное совпадение формальных и неформальных структур присуще коллективу — высшей форме групповой организации. Основные признаки коллектива описаны в теории дея-тельностного опосредования межличностных отношений И групповых процессов известного советского социального психолога академика А.В. Петровского (р. 1924).
182
Отличие коллектива от организации рассмотрим на примере ;ообщества осужденных. Часто и в выступлениях должностных шц, и в специальной литературе, и даже в законодательстве Ьт.111 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации) используется термин «коллектив осужденных».
Не всякая организованная группа является коллективом, >на может стать им только при наличии определенных усло-шй, относящихся к особенностям организации, функциониро-|ания и цели деятельности. Коллектив — это организованная руппа, в которой члены объединены общими ценностями, целями i задачами деятельности, значимыми для группы в целом и для каждого ее члена в отдельности, где меэюгичностные отношения опосредуются общественно ценным и личностно значимым содержанием совместной деятельности. Только группа, обладающая |семи перечисленными признаками, может считаться коллективом.
Первый признак — наличие общей социально полезной цели. Зряд ли можно утверждать, что существующие коллективы осу-Кденных имеют своей целью помощь администрации в деле исправления. Создаются они действительно для этой цели, но спо-даб их создания (принудительное объединение, навязанная из-»не цель) мало способствует тому, чтобы она приобрела Шчностный смысл для каждого члена. А без этого весьма со-рнительно считать ее имманентной целью коллектива. Как по-рзывают исследования, две трети осужденных отрицают необходимость своего исправления, у них не сформирована установ-ta на исправление и, следовательно, они не поддерживают гсновную цель деятельности, на базе которой организуются коллективы осужденных — исправление.
Объединение индивидов на основе общественно полезной |6ятельности (что отличает коллектив от банды), осознание и Принятие ими цели этой деятельности — необходимый, но не-■остаточный признак коллектива. Уровень развития группы определяется также характером внутригрупповых взаимоотношений. Именно этот содержательный момент не учитывается в распространенном определении коллектива, в котором формулируется Три признака: общность полезной цели, совместная деятельность, определенная организация. Поэтому на характеристике рнного признака остановимся несколько подробнее.
Группа может быть организована на основе общественно полезной деятельности, и ее члены придерживаются общей цели,
183
но характер и содержание деятельности могут не влиять на межличностные отношения в группе и, значит, не оказывать воспитывающего воздействия на ее членов.
Возьмем для примера школьный коллектив, организующийся на основе общественно полезной (учебной) деятельности. Существующая форма учебной деятельности является совместной, но не коллективной. Она не включает в себя такого рода взаимоотношения и взаимодействия, которые определялись бы вкладом каждого в общий результат, когда личность оценивается по этому вкладу, а коллектив — по успешности достижения общего результата. В такой группе доминируют межличностные отношения непосредственной зависимости — симпатии, привлекательности и т. д., не связанные с содержанием совместной деятельности. Сколько угодно примеров, когда неформальными лидерами и «звездами» в классе являются отрицательно характеризующиеся ученики.
Для коллектива с ценностно-ориентационным единством такого рода взаимоотношений недостаточно. Нельзя сказать, что, например, школьным коллективам вообще не присуще чувство общности и дифференциация взаимоотношений, определяемых какой-либо совместной деятельностью. Все это обычно присутствует, но зачастую определяется содержанием не того вида деятельности, для которого они собственно созданы (учебной), а других — совместных походов, спортивных мероприятий и т. д.
Итак, вторым важнейшим признаком коллектива, характеризующим взаимоотношения его членов, является опосредование межличностных отношений содержанием общественно полезной и личностно значимой совместной деятельности. Можно ли утверждать, что этот признак присущ сообществам осужденных, что наибольшим авторитетом пользуются и имеют наиболее высокий статус лица, которые хорошо работают, учатся, соблюдают требования режима, т.е. вставшие на путь исправления? По-видимому, нет. Мы знаем, что члены отрицательно характеризующихся групп, сформированных на основе, противоречащей официальной цели деятельности коллективов осужденных, не являются «отверженными» в сообществе, а, наоборот, пользуются самым высоким авторитетом.
Коллектив, т.е. группа, обладающая перечисленными выше признаками (объединение на основе социально ценной деятельности, опосредование межличностных отношений содер-
184
канием этой деятельности), является единым целым, качественно не сводимым к сумме входящих в него индивидов. Это минство характеризуется таким свойством, как сплоченность. Под сплоченностью понимается результат действия эмоциональ-■о-психологических и социально-психологических феноменов, Шпособствующих удержанию индивидов в группе и укрепляющих связь между ними. На эмоционально-психологическом ■ровне сплоченность проявляется в привлекательности группы, ■огласии ее членов, частоте коммуникаций и т. д. Но это ■иешнее выражение сплоченности, не отличающее группу от коллектива.
Главным показателем сплоченности является степень совпадения мнений, оценок, установок и ценностных ориентации чле-яов группы по отношению к объектам, значимым для группы в целом. Если одни осужденные в отряде стремятся исправиться и ведут себя соответствующим образом, другие же противодействуют всем воспитательным мероприятиям, допускают нарушения режима, то нельзя говорить о сплоченности такой группы, Щ следовательно, нельзя говорить о коллективе.
Другой важный показатель сплоченности группы — эмоциональное приобщение личности к коллективу как к целому, идентификация (отождествление) себя с другими членами данного коллектива. Для коллектива характерны взаимопомощь и взаимовыручка, сопереживание при успехах и неудачах и т. д. Неудачи одного члена переживаются другими как свои собственные, и коллектив стремится так организовать свою деятельность (без ущерба для конечной цели), чтобы свести эмоционально-психологические последствия неудачи к минимуму.
В коллективе эффективность воздействия наказания за нарушение оказывается практически одинаковой как при групповом наказании (ущерб претерпевает вся группа), так и при индивидуальном (наказывается один член группы). Это связано именно с явлением эмоциональной идентификации, когда коллектив, защищая эмоциональное благополучие своего члена как Ьдну из главных групповых ценностей, изменяет свое поведение Даже при незначительном внешнем воздействии.
Напротив, в слабо сплоченной группе эффективность группового и индивидуального наказания для изменения группового поведения существенно различна. Индивидуальное наказание практически не оказывает влияния на поведение группы, Поскольку вся группа в целом и каждый ее член в отдельности
185
оказываются вне опасности. Групповое наказание способно оказать необходимое воздействие на группу, но при этом индивид, совершивший нарушение, оказывается под угрозой дополнительного наказания со стороны группы — бойкота, ост ракизма или даже прямого насилия. Известно, что основой многих конфликтов и правонарушений в исправительных учреждениях являются неправомерные действия актива самодеятельных организаций — угрозы в адрес осужденных, совершивших нарушения и «испортивших показатели», а иногда и избиения их.
Различия между организацией и коллективом на эмоционально-психологическом уровне проявляются и при вхождении в них новых членов. На новичка в коллективе неявно распространяются все права и обязанности его членов, а взаимоотношения если и изменяются, то с целью облегчить период адаптации новичку. В неразвитых и асоциальных группах новичок нередко становится объектом внутригрупповой агрессии, а его вхождение в группу обусловливается различного рода испытаниями, обычно носящими характер издевательств. В исправительных учреждениях распространены так называемые «прописки», цель которых — или проверить новичка, или сломить его морально, чтобы навязать групповые нормы. В таких группах новичок воспринимается как потенциальная угроза группе (или лидеру). Следовательно, и такой признак, как «сплоченность», вряд ли может быть распространен на коллективы осужденных.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Организация и коллектив» з дисципліни «Соціологія для юристів»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: СУТНІСТЬ ВАЛЮТИ ТА ВАЛЮТНИХ ВІДНОСИН. КОНВЕРТОВАНІСТЬ ВАЛЮТИ
ОСНОВНІ ПРИНЦИПИ ТА ЕТАПИ ТВОРЧОЇ ДІЯЛЬНОСТІ ЗІ СТВОРЕННЯ НОВОГО ...
Інструменти забезпечення повернення банківських кредитів
Системи передачі даних
СВІТОВИЙ БАНК


Категорія: Соціологія для юристів | Додав: koljan (02.12.2012)
Переглядів: 1418 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП