Главным выразителем социологического подхода к публике на рубеже XX в. стал французский социолог и криминолог Габриэль Тард (1843—1904). В книге «Мнение и толпа» (1901) он сравнивал два социальных образования — толпу и публику. В 170 ртличие от толпы, психическое единство которой создается фи-вическим контактом, публика представляет собой духовную общность: индивиды физически рассредоточены, но духовно связа-ры друг с другом. В основе лежит сходство мнений. По мнению Г. Тарда, публика — продукт нового времени. ,е истоки — в светских салонах и клубах XVIII в. Однако под-инный расцвет этого социального образования начинается с оявлением газет, а особенно — радио и телевидения. Техни-еские средства информации, общедоступное среднее и выс-ее образование превратили публику в самую многочисленную орму объединения людей. Если в толпе личность нивелирует -;я, то в публике она получает возможность самовыражения, благодаря СМИ сотни миллионов людей могут активно участвовать в политических и культурных событиях, выражать свое мнение. Миллионы долларов тратятся промышленными компаниями на рекламу, исследования рынка, телевизионные кампании в поддержку того или иного кандидата. Все они адресованы публике. Толпой называют любое кратковременное скопление людей, которых собрал в одном месте общий интерес. У толпы нет групповой структуры в виде системы статусов и ролей, нет единых норм и привычек поведения, нет предшествующего опыта взаимодействия. Когда интерес, собравший людей вместе, исчезает, толпа рассеивается. После окончания футбольного матча огромное количество болельщиков покидает стадионы, после закрытия супермаркета толпа покупателей оставляет помещение. В толпе люди ведут себя не как близкие и знакомые, а как посторонние. Французский ученый Гюстав Лебон (1841—1931) видел в толпе разрушительную силу. Группа людей, собравшихся в одном месте, воодушевленная общими чувствами, готова следовать за любым лидером, особенно если он обладает какими-то ораторскими способностями, экспрессивен и истеричен (Троцкий, Гитлер). Отличительные качества толпы — анонимность, психическое заражение, внушаемость и подражание. Ход мыслей в Толпе направляется общим настроением, а поведение скорее является инстинктивным. ' Чем дольше человек пребывает в толпе, тем слабее проявляется рациональный контроль, тем сильнее восприимчивость об-Щего эмоционального настроя. 171 Часто физически ограниченное пространство приводит к скученности. Чрезмерная плотность вызывает вначале психологический, а затем физический дискомфорт. Типичный пример — давка. Давка возникает в переполненном автобусе, вагоне метро, в очереди. Она характеризуется негативным социальным взаимодействием — руганью, оскорблениями, конфликтами, драками. Различают четыре основных типа толпы: • случайную, • конвенциональную, • экспрессивную, • активную. Случайным называется такое скопление, где каждый преследует сиюминутные интересы. Таковы очередь в магазине или на автобусной остановке, пассажиры в одном поезде, самолете, автобусе, прогуливающиеся по набережной, наблюдающие транспортное происшествие зеваки. Конвенциональная толпа состоит из людей, собравшихся в данном месте и в данное время не случайно, а с заранее поставленной целью. Так, участники религиозной службы, зрители театрального спектакля, слушатели симфонического концерта или научной лекции соблюдают определенные нормы и правила, которые регулируют их поведение, делают его упорядоченным и предсказуемым. У них много общего с публикой. Театральные зрители знают, что во время спектакля нельзя разговаривать и комментировать происходящее, вступать в полемику с актерами, распевать песни и т. п. Напротив, футбольным болельщикам разрешается громко кричать, разговаривать, распевать песни, вставать с места, плясать, обниматься и т. п. Таково неформальное соглашение (конвенция) о приличествующем поведении в конкретных ситуациях, ставшее обычаем. Когда в 80-е годы чиновники от спорта решили нарушить этот обычай и запретили болельщикам громко выражать свои эмоции, советские стадионы погрузились в траурную тишину. Футбол перестал быть праздничным зрелищем, посещаемость резко упала. Экспрессивная толпа в отличие от конвенциональной собирается не для того, чтобы обогатиться новыми знаниями, идеями, а чтобы выразить свои чувства и получить удовольствие. Городские танцплощадки, молодежные дискотеки, рок-фестивали, праздничные гуляния и народные фестивали дают примеры экспрессивной толпы. 172 Активная толпа — это любая из названных выше типов толпа, которая проявляет себя в действии. Действия толпы направ-■ены на определенный объект и носят обычно кратковременный карактер. Футбольные фанаты, устраивающие погром после матча, представляет собой активную, агрессивную толпу. Другой при-Lep: штурм восставшей толпой Зимнего дворца в 1917 г. Актив-мая толпа собирается для того, чтобы только принять участие в Действии, а не для того, чтобы наблюдать события или выражать |свои чувства.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Публика и толпа» з дисципліни «Соціологія для юристів»